В ходе контакта оператору нередко приходится сталкиваться с защитами, которые выставляет психика объекта. Цель защит — снизить тревожность, возникающую от слов оппонента, или избежать неприятных переживаний, связанных с необходимостью делать что-либо из того, на что его нацеливает оператор. Защиты необходимо вовремя распознавать и гибко менять тактику контакта или мягко снимать возникшие негативные ощущения.
Наиболее популярные виды защиты:
I. Отрицание — попытка проигнорировать события, которые вызывают беспокойство.
II. Реактивное образование — подмена поведения или чувства прямо противоположными действительно желаемому (показное радушие вместо раздражения).
III. Подавление — удаление чего-либо из сознания, нежелание что-либо вспоминать.
IV. Рационализация — это нахождение приемлемыхпричин для неприемлемых мыслей и поступков.
V. Идентификация с агрессором — попытка соответствовать образу или явлению, которые вызывают тревогу.
VI. Аскетизм — крайнее самоограничение.
VII. Регрессия — возвращение на более ранний уровень развития (синдром детского поведения).
VIII. Девальвация — умаление значения события или
человека.
IX. Примитивная идеализация — преувеличение положительных черт человека или явления.
X. Всемогущество — преувеличение собственной власти или силы.
XI. Прожиктивная идентификация — проекция на другого человека собственных желаний, страхов и комплексов.
ХП. Интроспекция — некритическое присваивание чувств и убеждений других людей.
ХШ. Перемещение — перенос негатива с реального объекта, вызвавшего отрицательные чувства, на более безопасный.