защиты (СОПРОТИВЛЕНИЯ)

В ходе контакта оператору нередко приходится сталкиваться с защитами, которые выставляет психика объекта. Цель защит — снизить тревожность, возникающую от слов оппонента, или избежать неприятных переживаний, связанных с необходимостью делать что-либо из того, на что его нацеливает оператор. Защиты необходимо вовремя распознавать и гибко менять тактику контакта или мягко снимать возникшие негативные ощущения.

Наиболее популярные виды защиты:

I. Отрицание — попытка проигнорировать события, которые вызывают беспокойство.

II. Реактивное образование — подмена поведения или чувства прямо противоположными действительно желаемому (показное радушие вместо раздражения).

III. Подавление — удаление чего-либо из сознания, нежелание что-либо вспоминать.

IV. Рационализация — это нахождение приемлемыхпричин для неприемлемых мыслей и поступков.

V. Идентификация с агрессором — попытка соответствовать образу или явлению, которые вызывают тревогу.

VI. Аскетизм — крайнее самоограничение.

VII. Регрессия — возвращение на более ранний уровень развития (синдром детского поведения).

VIII. Девальвация — умаление значения события или

человека.

IX. Примитивная идеализация — преувеличение положительных черт человека или явления.

X. Всемогущество — преувеличение собственной власти или силы.

XI. Прожиктивная идентификация — проекция на другого человека собственных желаний, страхов и комплексов.

ХП. Интроспекция — некритическое присваивание чувств и убеждений других людей.

ХШ. Перемещение — перенос негатива с реального объекта, вызвавшего отрицательные чувства, на более безопасный.