СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Как уже упоминалось выше, выделяют открытые, агентурные и технические способы получения конфидента.
Под открытыми способами, получения информации понимают варианты работы с открытыми (общедоступными источниками). Подразумеваются рекламные статьи и иные материалы, пресс-релизы, пресс-конференции, выставки, презентации, форумы и пр. Как правило, на подобных мероприятиях (и при печати рекламных материалов) предприятию прихо
дится сбрасывать большой массив информации. С другой стороны, зная засекреченную информацию, руководство будет следить за «сваливанием» только нережимных материалов. Оппоненту достаточно понять круг намеренно скрываемых материалов и предположить их содержимое. А это уже дело достаточно несложной аналитической техники.
Учитывая вышесказанное, при подготовке рекламных акций информационной службе следует ограничить несколько кругов открываемой информации (создать несколько каскадов закрытия). Первый круг является общедоступным. Информацию из второго круга разрешается давать потенциальным клиентам для перспектив завязывания сотрудничества. Информацию из третьего круга можно давать в редких случаях по категорическим требованиям партнеров и коллег. Но информация всех трех кругов не является закрытой. Потенциальному оппоненту практически невозможно будет преодолеть все три (а может быть, и больше) каскада закрытия и овладеть конфидентом. Примерно такая же схема дозирования информации применяется при отработке телефонных и иных устных переговоров сотрудников с потенциальными клиентами. Таким образом, пресекается вероятное неумышленное разглашение конфиденциальной информации.
Под агентурными способами получения информации понимают разведывательный опрос, вербовку сотрудников и внедрение «крота».
Разведывательный опрос производится под легендой клиента, журналиста и т. п. для получения расширенной информации о предприятии, т. е. попытка вывода сотрудников предприятия на неумышленное разглашение информации. Противодействие — знание сотрудниками объема- разглашаемой информации.
Вербовка сотрудников производится как для получения информации о предприятии (информаторы), так и для воздействия при помощи агента на политику объекта (агенты влияния). Информаторов обычно подбирают из числа технических работников (операторы технических линий, секретари, уборщицы и пр.). Для получения агентов влияния наиболее перспективным является среднее руководящее звено, когда своего человека со временем можно продвигать выше.
При вербовке человека существует три основных мотива:
материальный, «идейный», шантаж. Материальный мотив используется наиболее часто и позволяет проводить достаточно быструю разработку кандидата. На материальном мотиве обычно работают информаторы. «Идейный» мотив предусматривает работу на оппонента ввиду личных неприязненных отношений с коллегами и руководством, обид на руководство, повышенного карьеризма, симпатии к вербовщику и т. д. Именно среди «идейных» агентов в основном работают агенты влияния. Шантаж используется достаточно редко и, в основном, лишь для одномоментного получения материалов. Шантажируемый агент не имеет серьезных стимулов для работы на оппонента и, соответственно, не может использоваться для длительной разработки.
Различают работу с агентурой «втемную» и «в открытую». Работа «в открытую» предусматривает знание агентом ситуации: понимание ситуации вербовки и целей вербовки, достоверное знание о передаче конфиденциальных материалов и пр. Работа «втемную» предусматривает работу агентуры без понимания ситуации. Агент не предполагает вербовки и передачи конфидента. Типичный пример такой работы: вербовка секретаря секретоносителя на мотивах взаимной личной симпатии — классика агентурной разведки!
«Внедренка» предусматривает внедрение своего человека на разрабатываемое предприятие на должность обычно технического работника под легендой. С одной стороны, это наиболее удобный вариант, когда «крот» прекрасно знает ваши требования к информации и направления интереса. С другой стороны, необходимо подготовить достаточно прочную легенду и надежные варианты связи, чтобы кадровые службы и СВ оппонента не смогли расшифровать вашего источника.
Технические способы получения конфидента являются вариантами использования для получения информации технических средств разведки. Возможно внутреннее прослушивание помещений, прослушивание помещений через окна и стены, использование направленных микрофонов, снятие информации со всех средств связи и пассивных носителей информации.
Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что открытые способы получения информации реализуются через разглашение, агентурные — через разглашение и НСД, технические — через утечку и НСД.