СПОСОБЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СПОСОБЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Оговорив методы, к которым прибегают для анализа, необходимо оговорить и способы применения этих методов. Су

ществует три основных способа аналитической работы: одиночный, парный, «мозговой штурм».

Одиночный способ — работа отдельного аналитика. Аналитик сам выбирает методы исследования, проводит необходимую работу, готовит заключение.
Выделяются несколько типов аналитических работников в зависимости от использующихся ими приемов работы.

• Художник. На листе бумаги карандашом графически отмечаются факты, и между ними выстраиваются взаимосвязи. Картинка наглядна, ее легко исправить (с помощью ластика и пары штрихов). В результате рисования такой картинки достаточно несложно отсеять малозначительные факты и выделить наиболее важные. Можно последовательно использовать несколько листов, перенося на них наиболее важные цепи и отсеивая малозначительные. В результате такого рисования выплывает центральный факт или прогноз развития логической цепочки.
• Комбинатор. На бумажных карточках надписываются соответствующие факты. После этого карточки раскладываются в соответствующем порядке, меняются местами и т. д. В результате восстанавливается вся логическая цепочка, которую можно продолжить.
• Лектор. Аналитик проговаривает известные факты, на ходу стараясь их логически выстроить, как бы читая лекцию. В результате такого проговаривания выплывают забытые детали, предполагаются новые направления поиска, выводятся итоги действия. Часто после такого варианта анализа события связываются в очень последовательную логическую цепочку, вывод становится очень явным.
• Чертежник (или математик). Такой специалист любит придавать своей работе числовой вариант и переносить ее на графики. Далее идет анализ функции по графику. Достаточно несложно (особенно владея минимальными знаниями по анализу графиков функций) предусмотреть эволюцию чертежа и определить вывод.
Парная работа предусматривает обсуждение проблемы парой аналитиков. При этом обычно идет работа на противоположностях: оптимист — пессимист, синтетик — критик, корреспондент — респондент и т. д. Оптимист рассматривает проблему с точки зрения желательного исхода, пессимист — предполагая худший вариант. Синтетик создает логическую цепочку события, критик высказывает замечания даже по самым мелким деталям; корреспондент задает «неудобные» вопросы, а респондент пытается на них ответить. В результате формируется точка зрения, устраивающая обоих аналитиков.. Как вариант парной работы может применяться работа двух групп. Каждая группа работает в различных помещениях, а контакт осуществляется при помощи посредника.
«Мозговой штурм» является очень эффективным приемом работы слаженной группы специалистов. Аналитики собираются в одном помещении и начинают совместное обсуждение проблемы. Обычно каждый по очереди высказывает свое предположение, а остальные его обсуждают. Ограничение — недопустима резкая критика предположения оппонентами. Это может быть причиной «замыкания» одного из членов команды. Итогом обсуждения является необходимый вывод. При работе способом групповой пары каждая группа работает по способу «мозгового штурма».