-
СПЕЦИФИКА ОПЕРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Необходимо отметить, что многие из оперативных мероприятий противоречат законодательству РФ и недопустимы в работе СБ. Но такие методы могут использоваться при проведении недобросовестной конкуренции и руководству СБ необходимо представлять специфику такой работы.
Обычно деятельность сотрудников ГрАМ тщательно конспирируется. Для работников предприятия и СБ они занимаются отдельными вопросами (безопасность и обеспечение) рекламы, маркетинга, внешнеэкономической деятельности.
Сущностью оперативной работы является сбор сведений о клиентах, конкурентах, партнерах и т. д. (далее — объекты разработки).
Несанкционированное получение конфиденциальной информации об объектах разработки ведется по трем главным направлениям:
• Анализ открытых источников;
• Оперативно-технические мероприятия;
• Оперативно-агентурная работа.
Анализ открытых источников
Открытые источники и информация о предприятии:
• публикации в прессе, интервью на TV, радио и т. д.;
• рекламная продукция;
• открытые отчеты (письменные и устные) о деятельности предприятия;
• выставки, презентации и т. д.
Анализ такой информации рассматривался в теме аналитической работы. В целом, массив информации, полученный путем анализа открытых источников, составляет в предприятиях негосударственной безопасности до 80%, в госучреждениях— до 60%.
Оперативно-техническая работа
Оперативно-техническая группа включает в себя:
• группу наружного наблюдения (не менее 6 человек, оснащенных двумя транспортными средствами), специально обученную и осуществляющую визуальный контроль, скрытую съемку и локальное прослушивание объекта;
• группу, занимающуюся установкой и обслуживанием аппаратуры на интересующих объектах (в т.ч. на промежуточных стадиях контроля, так как радиус действия радиозакладок не превышает 200 м).
Доля информации, полученной оперативно-техническими методами в общем информационном потоке невелика и может составлять до 10%.
Оперативно-агентурная работа
Оперативно-агентурная работа включает в себя:
• разведывательный опрос (интервьюирование) сотрудников интересующего предприятия под прикрытиями (журналист, сотрудник пожарной охраны и т. д.), вымышленными предлогами (желание заключить контракт, устроиться на работу);
• агентурную работу — вербовку сотрудников фирмы с целью получения направленной информации по интересующей теме;
• внедрение подготовленного сотрудника в фирму с целью осуществления разведывательной деятельности.
Для работы с источниками информации используются конспиративные квартиры, методы моментальной передачи информации, заранее подготовленные тайники.
Наблюдаются три основных мотива негласного сотрудничества с оперативниками:
• финансовый — разовое или постоянное вознаграждение;
• шантаж — на основе имеющихся компрометирующих материалов;
• идейный — личные неприязненные отношения с коллегами.
Многие оперативные сотрудники частных организаций используют в своей работе контакты в официальных правоохранительных структурах, имеющих официальный доступ к банкам данных о фирмах и отдельных лицах.
Данные оперативно-агентурной работы могут составлять до 40% всего информационного потока.