Система организации огневой подготовки

Психологическая подготовка

Выполнение охранником своих обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. Этого, к сожалению, многие недооценивают, особенно молодые охранники. Психологическая подготовка призвана подготовить охранника к такой ситуации.

Как правило, вся огневая подготовка сводится к поражению мишеней и определению достоинств пробоин с подсчетом суммы выбитых очков. В лучшем случае выставляются оценки, и на этом занятия заканчиваются. Редко меняются условия выполнения упражнений, вид оружия, дальности до цели, количество боеприпасов и т.д., но вся стрельба сводится к проделыванию отверстий в бумаге или фанере, да порой к веселой пальбе по сигаретным пачкам, бутылкам и прочим посторонним предметам.

Многие ли стрелки осознают, что оружие предназначено совершенно для других целей? Его применение подразумевает, помимо всего прочего, и ведение огня на поражение, т.е. выстрел будет производиться в человека (пусть даже и в преступника), который может получить серьезное ранение или быть лишен жизни. Это накладывает на стрелка серьезнейшую ответственность за свои действия. И далеко не каждый человек способен произвести выстрел на поражение, поскольку это сильнейшая нагрузка на психику.

Рассмотренный ранее материал относится лишь к технической подготовке охранника. Но совершенно очевидно, что для профессиональной работы с огнестрельным оружием этого не достаточно. Можно научить любого охранника делать первый прицельный выстрел в пределах двух секунд, но, сколько времени потребуется этому охраннику для того, чтобы принять решение на производство этого выстрела? Кроме того, необходимо быть при этом и морально подготовленным к нему в реальной ситуации. Поэтому весь процесс огневой подготовки необходимо рассматривать гораздо шире. Если при обучении пренебречь психологической подготовкой, то за пределами тира вся техническая подготовка останется практически не востребованной. Таким образом, при грамотном подходе к обучению охранника работе с оружием необходимо рассматривать и вопросы психологической подготовки, а учебная программа должна разрабатываться с учетом приведенной структурной схемы на рис.30.


Рис.30

Из схемы видно, что огневая подготовка как система обучения состоит из двух частей: технической и психологической. В свою очередь психологическая подготовка подразделяется на правовое обучение и непосредственно психологическое воздействие на обучаемого.

Техническое обучение призвано привить устойчивые навыки гарантированного поражения цели в ограниченное время. Правовая же подготовка определит способность быстрой оценки реальной обстановки и принятия решения на правомерность применения оружия или наоборот на его неприменение. Непосредственно психологическое воздействие на обучаемого позволит ему уверенно действовать в состоянии сильного нервного возбуждения, и должно воспитать моральную готовность к выстрелу в противника. Результатом всего психологического обучения станут осознанные и правомерные действия охранника в реальных условиях. Вместе с технической подготовкой можно говорить об итоге всего обучения сотрудника предприятия и его готовности к самостоятельной работе уже на профессиональном уровне.

На базе анализа результатов цикла занятий можно делать выводы по подбору и расстановке кадров, планировать дальнейшую работу с личным составом по его обучению и воспитанию.

Люди все абсолютно разные, и действия любого человека, особенно в стрессовых ситуациях, могут быть совершенно непредсказуемы. Уже бывали случаи, когда применение оружия в различных ситуациях явилось бы правомерным, но в силу своей слабой подготовленности вооруженный охранник не смог выполнить предписываемых ему инструкциями обязанностей. Поэтому сотрудники не прошедшие психологическую подготовку и допущенные к работе с оружием способны совершить действия не адекватные возникшей ситуации, которые приведут к самым печальным последствиям вплоть до наступления уголовной ответственности. Это надо помнить руководителям любого ранга, чтобы не наделать ошибок в кадровой работе.

Чтобы лучше разобраться в вопросах психологической подготовки, необходимо сделать хотя бы краткий обзор физиологических основ деятельности центральной нервной системы человека.* (* Авторы не претендуют на исчерпывающую глубину освещения вопросов физиологии, поскольку понимают, что не являются специалистами в этой области. И, кроме того, полная разработка вопросов психологии требует труда большого коллектива научных работников и практиков высокой квалификации. Но рассмотрение этих вопросов в значительной степени облегчит понимание излагаемого материала.)