ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Правовая основа частной охранной деятельности.
Правовую основу частной охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон о частной детективной и охранной деятельности, другие законы и правовые акты Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Это основной Закон государства, все другие законы и подзаконные акты, принимаемые на территории РФ должны соответствовать (не противоречить) ее положениям. Непосредственное отношение к осуществлению частной охранной деятельности имеет ряд положений Конституции, изложенных в главе второй (права и свободы человека и гражданина). Так, право гражданина заниматься частной охранной деятельностью вытекает из смысла статьи 37 (каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию). Содержание статьи 17 Конституции (осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц) по существу определяет рамки дозволенного поведения в процессе осуществления частной охранной деятельности, а именно, содержит запрет нарушать права других граждан при защите интересов своего клиента, охране собственности. Конституционное положение о праве каждого на жизнь (ст. 20) , личную неприкосновенность (ст. 22), иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35) нашло закрепление в Законе о частной детективной и охранной деятельности путем закрепления таких видов услуг, как защита жизни и здоровья граждан и охрана имущества собственников. Статья 46 Конституции (каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод) дает возможность частному охраннику обжаловать в суд решения и действия органов власти и должностных лиц. Профессия охранника связана с постоянным риском. При защите охраняемых интересов, их жизни и здоровью нередко причиняется вред преступниками, и они выступают в роли потерпевших. В соответствии со ст. 52 Конституции (права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба) в случае причинения охранникам вреда, они вправе обратиться в правоохранительные органы для защиты своих прав. Другим правовым источником, “ ядром “ правовой основы, является ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “ О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “ принятый Верховным Советом Российской Федерации 11 марта 1992 года и введен в действие 30 апреля того же года. Это первый Российский Закон, в котором с достаточно высокой степенью детализации регулируется частная охранная деятельность. В Законе дано определение частной охранной деятельности, указаны ее цели и задачи, обозначена правовая основа этого вида общественно полезной деятельности, названы основные права и обязанности охранников, порядок лицензирования, а также применение специальных средств и огнестрельного оружия охранниками, определены меры по правовой и социальной защите охранников, названы формы контроля и надзора за частной охранной деятельностью. К числу других законов, составляющих правовую основу частной охранной деятельности, следует отнести Уголовный Кодекс РФ, принятый Госдумой 24 мая 1996 года и вступивший в силу с 1 января 1977 г. В нем, во - первых, содержатся нормы, устанавливающие уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение охранниками своих функциональных обязанностей (например, превышение полномочий; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и др.). Во-вторых, ряд положений и институтов уголовного кодекса непосредственно реализуется в частной охранной деятельности (например, положения ст. ст. 37. 38. 39 УК: необходимая оборона, крайняя необходимость; задержание преступника). В-третьих, в уголовном кодексе имеется ряд составов преступлений, знание которых охранниками способствует выполнению ими своих служебных обязанностей по защите жизни и здоровья и собственности клиентов (преступления против жизни и здоровья; преступления против собственности). А также помогает им осуществлять охранную деятельность правомерно (например, не нарушать неприкосновенность жилища граждан; не допускать небрежного хранения оружия; хищения имущества; оставления в опасности).
КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ - СОДЕРЖИТ РЯД ПОЛОЖЕНИЙ, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ОХРАННИКУ. К НИМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА И КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, А ТАКЖЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - содержит нормы, знание которых позволяет определить организационно-правовые формы, в которых может быть создано частное охранное предприятие (глава 4 Юридические лица). Для охранников также имеют значение нормы, регламентирующие возмещение ущерба, причиненного в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости или источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). К числу других законов, составляющих правовую основу частной охранной деятельности ст. 2 Закона о частной детективной и охранной деятельности относит также другие законы РФ. Хотя в них не содержатся конкретные нормы и положения, которые непосредственно бы регулировали частную охранную деятельность, однако в них включены правила, правила, без применения которых практически не возможно обойтись при ее осуществлении. К ним относятся следующие законы:
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “ ОБ ОРУЖИИ“
принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года и вступил в силу с 1 июля 1997 г. Непосредственное отношение к частной охранной деятельности имеют нормы Закона, закрепляющие право на приобретение оружия юридическими лицами и особыми уставными задачами (к ним относятся частные охранные предприятия), а также определяющие порядок хранения оружия (соответственно ст. 12 и 22). Особое значение для охранников имеет статья 24, которая определяет условия и порядок применения гражданского оружия. В соответствии с частью первой этой статьи “ граждане РФ могут применять имеющиеся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинять вред третьим лицам”. Положение этой статьи позволяет правильно толковать и применять статьи 16 - 18 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
( действует с 1 января 1960 года). Учитывая, что сообщения охранника о совершенном или готовящемся преступлении является поводом к возбуждению уголовного дела, и он в дальнейшем может быть допрошен в качестве свидетеля, признан потерпевшим, принимать участие в производстве следственных действий, для него немаловажное значение имеют нормы уголовно - процессуального кодекса, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела, допроса свидетелей и потерпевших, их права и обязанности. Знание этих норм позволит грамотно отстаивать свои права и законные интересы.
КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ
На сотрудника частного охранного предприятия в полной мере распространяются положения трудового законодательства. В соответствии с нормами Кодекса о труде заключаются, например, контракт, возмещается материальный ущерб, причиненный предприятию, решается ряд других вопросов. К правовым актам РФ, регулирующим частную охранную деятельность, относятся также и подзаконные акты. Это: * акты (указы и распоряжения) Президента РФ; * акты Правительства РФ; * приказы и инструкции МВД РФ.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ “ О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “.
Понятия, цели и задачи частной охранной деятельности Частная охранная деятельность определяется в Законе (ст. 1) как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Этот вид социально полезной человеческой деятельности появился в нашей стране сравнительно недавно. Ее возникновение обусловлено экономическими и политическими изменениями, происшедшими в России за последнее десятилетие. Появление новых форм собственности, и, прежде всего частной, повлекло за собой создание значительного числа коммерческих структур, охрану которых не в силах были осуществить правоохранительные структуры. Все это привело к тому, что в России стали появляться охранные организации и службы безопасности, которые на нелегальной основе занимались охранной деятельностью. В 1992 году был принят Закон “ О частной детективной и охранной деятельности “, который подвел под эту деятельность правовую основу. В соответствии с указанным Законом заниматься частной охранной деятельностью вправе только специально созданные для этих целей охранные предприятия. Кроме того, охранной деятельностью могут заниматься службы безопасности предприятия, которые представляют собой обособленные его подразделения, создаваемые для оказания охранно-детективных услуг, в интересах обеспечения собственной безопасности юридического лица. Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утвержден Правительством РФ. К таким объектам относятся: здания высших и местных органов государственной власти, учреждения центрального банка РФ, денежные кассы государственных организаций, государственные объекты по производству и хранению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предприятия по добыче и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них и других валютных ценностей, радиопередающие и телевизионные станции, крупные объекты жизнеобеспечения и некоторые другие (постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587). Охранное предприятие, а также служба безопасности предприятия, обязаны иметь лицензию, выдаваемую органом внутренних дел. Порядок получения лицензии определен в ст. 6 настоящего Закона и конкретизирован в инструкции “ О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью “, утвержденной приказом МВД России от 22 февраля 1992 г. № 292. Руководитель организации для получения лицензии предоставляет в органы внутренних дел: * заявление с указанием полного наименования и организационно - правовой формы предприятия; * копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов, заверенных нотариусом; * справку о постановке на учет в налоговом органе; * записку, в которой перечисляются виды охранных услуг, и указывается территория создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерение использовать технические и иные средства, оружие и потребности в них. Лицензия выдается органом внутренних дел в течение 60 дней со дня получения заявления, сроком на 3 года. Охранное предприятие считается созданным со дня его государственной регистрации. Частная охранная деятельность осуществляется в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Ее задачи - качественное оказание физическим и юридическим лицам услуг, предусмотренных Законом.
Виды услуг, оказываемые частными охранными предприятиями
Закон (ст. 3) определяет виды частных охранных услуг, предоставление которых разрешается частным охранным предприятиям. Ими являются: * защита жизни и здоровья граждан; * охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; * проектирование, монтаж и эксплутационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; * консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; * обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.
Субъекты частной охранной деятельности
Узаконив частную охранную деятельность, государство определило в Законе не только порядок создания частных охранных предприятий, виды оказываемы ими услуг, но и установило ряд требований, которые должны удовлетворять субъекты, осуществляющие этот вид деятельности - руководитель частного охранного предприятия и частный охранник. Руководителем охранного предприятия может быть гражданин РФ с высшим образованием, получивший лицензию на право заниматься частной охранной деятельностью в установленном Законом порядке. Частный охранник - гражданин РФ, достигший 21 года и получивший в установленном Законом порядке лицензию на частную охранную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в ст. 3 настоящего Закона. На гражданина, осуществляющего частную охранную деятельность, не распространяется действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов. Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного охранника, обязан предоставить в соответствующие органы внутренних дел: * заявление и анкету установленного образца; * фотографии; * медицинскую справку установленной формы; * документы, подтверждающие его гражданство; * документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника, либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности, о руководителях охранных предприятий, кроме того, документ, подтверждающий наличие у него высшего образования. Лицензия не выдается гражданам: * не достигшим двадцати одного года; * состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; * имеющим судимость за совершение умышленного преступления; * которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); * гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных органов, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; * работавшим в правоохранительных органах и осуществлявшим контроль за частной охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год; * не представившим документы, перечисленные в ч. “ ст. 6 Закона. Лицензия на работу в качестве частного охранника выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на пять лет Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе аннулировать ее в следующих случаях: * нарушение или неисполнение требований настоящего Закона, положений других законов и иных нормативных актов РФ, составляющих правовую основу частной охранной деятельности; * применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороне; * неисполнение налоговых и иных финансовых обязательств; * обнаружение заведомо ложной информации в предоставленных документах, послуживших основанием выдачи лицензии; * оказания противоправных охранных услуг; * вынесение судом наказания в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью; * отказа в предоставлении органам внутренних дел, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью охранных предприятий, документов, необходимых для выполнения контрольных функций; * передачи лицензии другому юридическому лицу; * окончания срока действия лицензии при несвоевременном обращении за ее продлением; * добровольного отказа от лицензии. Аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной охранной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧАСТНОГО ОХРАННИКА
Анализ статей Закона о частной детективной и охранной деятельности, других законов, составляющих правовую основу охранной деятельности, позволяет определить круг основных прав и обязанностей охранников.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА ОХРАННИКА
В целях обеспечения безопасности охраняемой собственности, жизни и здоровья клиента частный охранник имеет право: * на необходимую оборону, крайнюю необходимость и задержание преступника; * оказывать услуги, предусмотренные законом (ст. 3); * требовать от граждан выполнения своих законных распоряжений в связи с обеспечением безопасности охраняемого объекта, оказанием других видов услуг; * задерживать лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, и незамедлительно передавать их в органы внутренних дел (ст. 12); * производить в случаях, предусмотренных договором на охрану объектов, проверку документов граждан, досмотр вещей, транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) с территории охраняемого объекта. Правовым основанием для производства досмотра является постановление бывшего Совета Министров СССР от 19.03.84 г. № 241, которым утверждены “ Правила производства досмотра на предприятиях и в организациях”.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ДОСМОТРА:
* когда лицо застигнуто в момент совершения хищения или непосредственно после его совершения; * при наличии признаков совершения хищения в виде следов на одежде и вещах; * когда очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее хищение; * при нарушении пропускного режима, а также когда имеются показания технических средств. Санкции прокурора для производства досмотра не требуется. Личный досмотр производится в присутствии понятых, лицами одного пола. Составляется акт (в двух экземплярах) в каждом случае производства досмотра независимо от его результата. При досмотре вещей присутствие понятых не требуется. Акт составляется только в том случае, когда обнаружены незаконно вывозимые (выносимые) вещи. В нем указывается время и место составления акта, фамилия лица его составившего, индивидуальные признаки незаконно выносимых предметов, а также объяснение лица, вещи которого были подвергнуты досмотру. Акт подписывается всеми участниками досмотра. В случае отказа подписания акта лицом, у которого производился досмотр, об этом делается отметка в акте с указанием мотива отказа. Акт и обнаруженные предметы передаются в правоохранительные органы, которые в установленном законом порядке, исследуют все обстоятельства происшедшего; * доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество; * оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио - и телефонной связи; * применять в отношении правонарушителей в установленном законом порядке служебное оружие, специальные средства; * обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии или нарушении срока рассмотрения заявления о выдачи в вышестоящий орган внутренних дел или суд; * требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для сотрудников охраны; * на обязательное страхование за счет средств охранного предприятия на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением охранных действий (ст. 19).
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОХРАННИКА
Сотрудник охранного предприятия обязан: * Получить в установленном законом порядке лицензию на право заниматься частной охранной деятельностью (ст. 11); * принимать все предусмотренные законом меры по обеспечению надежной охраны имуществ, а собственников, обеспечению безопасности, жизни и здоровья клиента. Необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника не только право охранника, но и его служебная функциональная обязанность, Охранник обязан охранять своего клиента, имущество и не в праве уклониться от выполнения этой обязанности, например, спасаясь бегством, либо путем бездействия; * знать действующие нормативные документы по вопросам организации охраны объекта, добросовестно исполнять свои служебные обязанности, в соответствии с договорами обеспечивать надежную охрану имущества собственников, установленный ими пропускной режим; * знать особенности охраняемого объекта (вид охраняемого имущества, прилегающую территорию, подступы к объекту, уязвимые места и т.п.), применяемые технические средства охраны и противопожарной защиты; не разглашать сведения об организации охраны объектов; беречь вверенное оружие и имущество, содержать их в исправном состоянии; постоянно совершенствовать служебное мастерство; * соблюдать установленные на объекте правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; * при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях немедленно сообщать о происшедшем в органы милиции, администрации охраняемого объекта, руководству охранного предприятия и принимать меры по усилению охраны имущества, оказанию помощи пострадавшим; * незамедлительно сообщать в органы внутренних дел о каждом случае утраты или хищения оружия; * принимать меры по сохранению следов преступления до прибытия, по просьбе охранника, оперативно - следственной группы милиции; * возместить причиненный ущерб предприятию, в установленном законом порядке; * проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия, в порядке, определенном органом внутренних дел. Такая проверка осуществляется в порядке, установленном инструкцией “ О порядке проведения органами внутренних дел периодических проверок работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств “ (приложение к приказу МВД РФ от 2 ноября 1993 г. № 478).В соответствии с этой инструкцией проверка охранников производится при подаче заявления о получении (продлении) лицензии или получения (продления) разрешения на хранение и использование служебного оружия в течение месяца со дня подачи заявления. Проверка осуществляется в форме собеседования и осуществления конкретных действий.
ОБЯЗАННОСТИ ОХРАННИКА В СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ:
Предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. Стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лица, его совершившего, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы вред и ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь, вызвать скорую медицинскую помощь и сообщить в милицию. Немедленно уведомить прокурора в случае смертельного исхода или причинения лицу тяжких телесных повреждений. О каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно, но не позднее суток, информировать органы внутренних дел по месту применения оружия.
ОГРАНИЧЕНИЯ В ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Частным охранникам запрещается: * оказывать услуги, перечисленные в ст. 3 Закона, при отсутствии правового статуса частного охранника; * скрывать от правоохранительных органов ставшие им известные факты готовящихся или совершенных преступлений; * выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов; * использовать методы сыска (осуществлять опрос граждан и должностных лиц; наводить справки; производить внешний осмотр строений, других объектов; производить наблюдения для получения необходимой информации); * совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях в случаях оказания услуг, связанных с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением жизни и здоровья отдельных лиц. На вышеуказанное совместительство имеет право персонал охранного предприятия или службы безопасности, не оказывающий услуги, требующие получения индивидуальной лицензии, то есть те, кто не связан по роду своих обязанностей с вооруженной охранной имущества собственников, защитой жизни и здоровья граждан, а также с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации; * препятствовать сотрудникам правоохранительных органов осуществление ими своих законных прав и обязанностей; * прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; * совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан; * использовать огнестрельное оружие при обеспечении жизни и здоровья клиента, а также общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий; * передавать огнестрельное оружие и боеприпасы другим лицам без разрешения органов внутренних дел; * нарушать правила дорожного движения при осуществлении защиты жизни и здоровья клиента при передвижении автомобильным транспортом.
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Условия и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в статьях 16 - 17 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Частный охранник имеет право применять специальные средства в следующих случаях: для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охранника или охраняемых граждан; для пресечения противоправных действий в отношении охраняемой собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, граждан с признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотруднику или охраняемой собственности. Специальные средства применяются в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 587 от 14 августа 1992 г. “ Вопросы частной детективной и охранной деятельности “. Рассматриваемый Закон позволяет применять специальные средства исключительно для пресечения преступных посягательств, а не административных правонарушений. Отражение нападения представляет собой действия по нейтрализации конкретных действия, сопряженных с насилием, Пресечение противоправных действий означает задержание преступника, и тем самым, недопущения возможности завершить совершение преступником преступления. Нападение, угрожающее жизни и здоровью, означает применение насилия (или угроза применения насилия), которое повлекло или могло повлечь причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Такое нападение может осуществляться не только с использованием оружия, но и предметов, которые были приспособлены преступником для нанесения телесных повреждений или были специально подготовлены и находились при нарушителе с этой целью.
ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Охранник вправе применять огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав. Согласно ст. 18 Закона он в праве применить его в следующих случаях: * для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; * для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; * для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, граждан с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью сотруднику или охраняемой собственности Из содержания ст. 18 Закона следует, что охранник вправе применить огнестрельное оружие только при оказании одного вида услуг, из числа перечисленных в части 2 ст. 3, а именно: при охране имущества собственников, в том числе при его транспортировке. Однако охранник является и обычным гражданином, на которого, как и на любого другого гражданина распространяются положения ст. 24 Закона “ Об оружии “. В этой статье говорится, что граждане РФ могут принять имеющееся у них на законном основании оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Поэтому будет правильным применение оружия охранником не только в случаях указанных в ст. 18 Закона, но и при защите жизни и здоровья любого иного гражданина и неохраняемой им собственности, если он находится в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применение служебного оружия охранником допустимо в пределах территории, указанной в лицензии. В случае применения оружия на прилегающей территории при защите жизни и здоровья других граждан, задержании преступника, его действия будут оцениваться с учетом положений крайней необходимости (коллизия правоохраняемых интересов - защищая большие блага, т.е. жизнь человека, он вынужден идти на нарушение требований Закона).
ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОХРАННИКОВ
На сотрудников частных охранных предприятий в полной мере, как и на других граждан, распространяются гарантии социальной и правовой защиты, естественно, с учетом особенностей их труда. В соответствии с Законом, частная охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж для получения пенсии и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию (при условии уплаты взносов в Пенсионный Фонд и Фонд государственного социального страхования). Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением охранных действий. Конкретные вопросы, касающиеся обязательного страхования, оговариваются в контракте при приеме на работу. При наступлении несчастного случая, он должен быть расследован в целях определения страхового случая, наличие которого и служит основанием для страховой выплаты. Действующее законодательство к несчастным случаям относит: травмы, острые профессиональные заболевания и отравления, тепловые удары и ожоги, обморожения, происшествия. О каждом несчастном случае администрация предприятия обязана составить акт установленной формы, который выдается пострадавшему. На частных охранников в полной мере распространяются нормы трудового законодательства. Так при найме на работу с ним в обязательном порядке должен быть заключен в письменной форме контракт. На лиц, не заключивших контракт, не распространяется законодательство о труде. Частное охранное предприятие не вправе заключать контракт с гражданином, не имеющим правового статуса частного охранника.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В соответствии со ст. 20 Закона контроль за частной охранной деятельностью осуществляют МВД, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения. Контроль со стороны МВД осуществляется при выдаче лицензии на право заниматься ЧОД, при продлении их срока, в ходе периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Порядок, способы и формы контроля определены в приказе МВД РФ от 22 августа 1992 г. № 292 которым утверждена инструкция о порядке лицензирования и осуществления контроля за частной детективной и охранной деятельностью. К числу контролирующих органов следует отнести Минфин, Комитет по образованию налоговую инспекцию по месту учреждения охранного предприятия. Надзор за соблюдением законов при осуществлении частной охранной деятельности производят Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.