ОХРАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

ОХРАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

ОХРАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМВ данной теме мы рассмотрим охрану перевозок большегрузным транспортом (грузовики, фуры, фургоны).
Угрозы.
Основная угроза — попытка завладения машиной или грузом во время стоянки. Возможная угроза — нападение на машину во время движения.

Выбор автомобиля.
Для междугородных автомобильных грузоперевозок (ГП) наиболее подходят автомобили: КамАЗ, МАЗ. Норма: КрАЗ, «Урал». Не подходят для этих целей ГАЗ и ЗИЛ. Сложно охватить многообразие зарубежных образцов. Можно отметить автомобили марки «Volvo». Надо учитывать, что отечественные машины на порядок дешевле и сделаны для НАШИХ дорог.

Группа.
Автомобиль обычно сопровождает один охранник, реже — два. Ни в коем случае не допускается дублирование функций охранника водителем. Два автомобиля также может сопровождать один охранник. Обязательные документы охранника: паспорт, удостоверение частного охранника, лицензия на частную охранную деятельность, лицензия на ношение огнестрельного оружия, карточка закрепления оружия, командировочное удостоверение.

Тактика.
Основное правило грузоперевозок (ГП) — никогда не останавливаться. Большинство нападений на ГП совершаются при остановках. Естественные места для остановки — АЗС и ж/д переезды (но по возможности следует изначально узнать графики прохождения составов и стараться проезжать переезды без задержек). Во время стоянки на АЗС охранник обязан всегда оставаться в машине. В противном случае на место водителя проникает злоумышленник и машина уезжает. В случае различных «наездов» во время стоянок наиболее весомый аргумент охранника — выстрел из дробовика над головой или под ноги. Этим обычно конфликт исчерпывается.

Ни в коем случае не останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД вне стационарных постов — велика вероятность того, что эти сотрудники фальшивые. Если даже сотрудники настоящие, то применить оружие для вашей остановки они все равно не имеют права. Следует остановиться на ближайшем стационарном посту ГИБДД и рассказать о сотрудниках на трассе. Если сотрудники все же настоящие, то разрешить конфликт. Возможны попытки остановить машину во время движения. Как варианты — выстрел по кабине или колесам, преграждение дороги, лежащий на дороге человек. В первом случае, если машина может двигаться, постараться «проскочить» опасное место, а если машина вынуждена остановиться, то oxранник покидает кабину и вступает в боеконтакт. В случае преграждения дороги — объезд или поворот с перекрыванием дороги. В третьем случае — объехать тело и дать знать ближайшим сотрудникам милиции на трассе.
При погрузке-выгрузке товара обязательно присутствует охранник, который проверяет соответствие реального груза и данных по накладной, качество пломбирования. Охранник ни в коем случае не должен исполнять роль грузчика. В случае требования сотрудника ГАИ на трассе показать груз (для проверки по накладной) не следует перечить. Ни к чему хорошему это не приводит. Если машина опломбирована, необходимо требовать составления протокола. На маршруте охранник обязан бодрствовать. Спать категорически запрещается.
Вооружение.
При сопровождении грузов автотранспортом охраннику необходимы служебный пистолет и дробовик. Дробовик возят на коленях дулом к окну (вправо). Основная рука (используемая для управления огнем) — левая. В данном случае предпочтительно помповое ружье, ввиду более крупного возможного калибра (12, вместо 20 у самозарядных ружей), меньшей силы выброса при экстракции гильзы и уменьшения габаритов за счет использования подствольного магазина.

 

Инструкция охранника при перевозке грузов автотранспортом

1. Общие положения
1.1. Командировка по охране и сопровождению груза является комплексом мер, осуществляемых на договорной возмездной основе и служащих для обеспечения сохранности транспортного средства и груза клиента в пути следования к месту назначения и обратно. Главной задачей охраны явля
ется пресечение попыток хищения или захвата г.руза и транспортного средства.
1.2. Под охраной находится имущество заказчика — транспортное средство и груз согласно накладным и сопроводительным документам.
1.3. Время командировки исчисляется с момента получения командировочных документов и до прибытия в офис ЧОПа после сдачи груза заказчику (либо его доверенному лицу), а время юридической и материальной ответственности за имущество собственника — с момента принятия груженого транспортного средства под охрану и до полной разгрузки и сдачи груза по факту и накладным заказчику.
1.4. Во время командировки охранник должен иметь следующие документы: удостоверение частного охранника, лицензию на частную охранную деятельность, лицензию на право ношения огнестрельного оружия, карточку закрепления оружия, паспорт, командировочное удостоверение, полис обязательного медицинского страхования, водительские права (если имеются), карту маршрута. Перед началом поездки охранник обязан проверить наличие у водителя следующих документов; водительских прав, технического талона, паспорта, лицензии на грузоперевозки, санитарного паспорта, отметки о прохождении техосмотра, сезонного пропуска (если необходим). Необходимо иметь следующие документы на груз; товарно-транспортную накладную, сертификаты качества (если необходимы), лицензию на торговлю (если необходима). Необходимо снабдить охранника достаточной суммой командировочных.
1.5. Охранник должен быть одет в военизированную униформу со значком (эмблемой, нашивкой ЧОПа или СБ). Экипировка {разгрузочный жилет или подсумки, средства пассивной бронезащиты) подбирается исходя из задач и вооружения. Охранник может быть вооружен служебным оружием (короткоствольное и/или длинноствольное гладкоствольное) и спецсредствами (газовое, электрошоковое оружие, изделие БР) в зависимости от тактической необходимости. Также охранник должен иметь запас из непортящихся продуктов и аптечку (травматическую и терапевтическую).
1.6. По приезде в ЧОП охранник сдает оружие и спецсредства и пишет рапорт о поездке, где указываются все узловые моменты (с обозначением даты и времени) командировки. При применении оружия и иных чрезвычайных происшествиях охранник заполняет рапорт о чрезвычайном происшествии, копии которого представляются в контролирующие органы
внутренних дел, а также в ОВД или Прокуратуру по месту применения оружия.
2. Приемка и сдача груза
2.1. Необходимо совместно с водителем убедиться в целостности кузова (тента, фургона, контейнера или цистерны), наличии и исправности замков на нем, надежности блокирования стекол и дверей кабины. Запасные колеса, средства пожаротушения, запчасти и инструменты должны находиться вне опломбированного кузова с грузом.
2.2. Под охрану принимается груженый, запертый и опломбированный автомобиль, либо, по договоренности с руководством ЧОПа и заказчиком — с пересчетом количества мест (ящиков, коробок, емкостей и т. п.) под роспись в накладной и доверенности. В этом случае водитель должен руководить правильностью и равномерностью загрузки (мятая, рваная, сырая и неполная тара отбраковывается и заменяется). В задачу охранника входит тщательный подсчет принимаемого товара и пресечение возможных попыток хищения со стороны грузчиков, кладовщиков, водителей и посторонних лиц.
2.3. Необходимо убедиться в наличии и правильности оформления соответствующих сопроводительных документов. • На товарно-транспортной накладной должен быть гриф «Груз опломбирован» и образец (рисунок) пломбы. В командировочном удостоверении должен быть сделаны отметки о прибытии и убытии.
2.4. Если на базу не допускается вооруженная охрана, то автотранспорт принимается только в присутствии клиента (либо его местного представителя) и только опломбированным.
2.5. Денежные средства, перевозимые попутно, принимаются под расписку с пересчетом или в опломбированной инкассаторской сумке. Факт перевозки денежных средств должен быть зафиксирован отдельным пунктом в договоре на сопровождение груза (либо должен быть составлен отдельный договор), а у охранника должны быть доверенность от заказчика на перевозку денежных средств и накладная.
2.6. По прибытии в пункт назначения сдача груза осуществляется в присутствии охранника, клиента (либо его представителя) и кладовщика, которые удостоверяются в целостности кузова, наличии и подлинности пломб и принимают товар по накладной. По договоренности с руководством ЧОПа заказчик может потребовать присутствия охранника до подлой разгрузки, особенно, если есть подозрения в небрежной
доставке груза и возникшем при этом убытке. В конце этой
процедуры клиент делает пометку в командировочном удостоверении или на договоре об охране и сопровождении груза (например, «к охране претензий нет») и ставит время окончания разгрузки. При возникновении разногласий охранник вызывает свое руководство или требует составления соответствующего двухстороннего акта.
3. Правила сопровождения груза
3.1. Охранник должен обсудить с водителем маршрут и график движения, места и время питания, заправки, отдыха и, при необходимости, мелкого ремонта. Маршрут движения целесообразно выбирать, исходя из состояния дорог, характеристик транспортного средства, степени загруженности и криминогенной обстановки на данный момент. Целесообразнее выбирать для поездки трассы с достаточно большим транспортным потоком. Необходимо знать, что Удмуртия, Татарстан, Екатеринбургская, Нижегородская и Самарская области
— наиболее опасны, их желательно проезжать днем и без длительных остановок.
3.2. Водители принимаемого транспортного средства не должны находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и по состоянию здоровья должны быть способны выполнить работу по доставке груза.
3.3. Если клиент поручил охране самостоятельно подобрать транспортное средство, предпочтение надо отдать грузовикам с цельнометаллическим кузовом — контейнер, «термос» или рефрижератор. Тентованные фургоны должны иметь изнутри металлическую или деревянную обрешетку. Наиболее предпочтительны марки: КамАЗ, Урал, КрАЗ. Наименее приспособлены для дальних грузоперевозок ГАЗ и ЗИЛ. Целесообразно предусмотреть дополнительные зеркала на кузов для контроля над состоянием замков и пломб не выходя из кабины, а также внутренние бронепанели для защиты боковых стенок кабины.
3.4. Охранник должен убедиться в знании водителями специфики грузоперевозок в целом и данного груза в частности. За правильность погрузки и доставку груза в надлежащем виде отвечает водитель, а за наличие и сохранность груза — охранник. Исходя из этого, все решения по пути следования принимаются водителями только по согласованию с охранником, а в случаях осложнения оперативной обстановки (попытка нападения, угона, хищения, поджога и т. п.) — беспрекословно подчиняются командам охранника. Охранник должен исключать случаи пьянства за рулем, а также следить за своевременным отдыхом или сменой водителей во избежание
ДТП.
3.5. Двери кабины должны быть с обеих сторон закрыты и заблокированы как на остановках (например, на заправках), так и во время движения. Все переговоры с посторонними ведутся через приоткрытое выше уровня глаз (во избежание поражения газом) окно, оружие в это время должно быть под рукой. На просьбы открыть дверь отвечать категорическим отказом. Брать попутчиков и вступать в контакт с женщинами в местах стоянки и отдыха категорически воспрещается. Покидать машину для принятия пищи и отправления естественных надобностей разрешается только по очереди с водителями. Оставлять в это время в машине оружие, деньги и документы недопустимо. Оружие должно постоянно находиться у охранника (ружье — в расчехленном виде).
Места для отдыха необходимо выбирать у действующих постов ГИБДД или на охраняемых платных стоянках. Отдых — в следующем порядке: водители спят, охранник несет службу путем наблюдения в боковые зеркала. Охранник отдыхает сидя, днем, во время движения, при этом недопустимо снимать верхнюю одежду и обувь.
Во время вынужденной остановки (заправка, смена колеса, ремонт) охранник находится в кабине с готовым к применению оружием. Единственное исключение — отрыв прицепа. В этом случае водитель уезжает на тягаче на ближайшую СТО, а охранник остается у прицепа с грузом.
Во время остановок для принятия пищи охранник с оружием выходит из а/м, проверяет наличие замков и пломб, дает указание водителям заблокировать двери кабины до его возвращения и делает несколько разминочных движений для разогрева конечностей на случай физического контакта с нападающими. В местах общественного питания желательно занимать место у стены в углу лицом к дверям, оружие (длинноствольное) на коленях или рядом в углу, либо за спиной у стены, т. е. так, чтобы к нему был перекрыт доступ посторонних. После еды охранник повторно осматривает пломбы и замки, колеса и низ а/м на предмет возможной установки взрывных устройств. Те же действия — на каждой кратковременной остановке (заправка, мелкий ремонт, мойка машины и т. д.). Во время движения лучше находиться на среднем сидении для обзора через оба зеркала заднего вида.
3.6. Допускается сопровождение одним охранником двух автомобилей, в этом случае он должен заранее оговорить с
водителями маршрут, график и скорость движения обоих автомобилей, условные знаки в случае вынужденной остановки. Охранник должен находиться во второй машине. Дистанция между машинами не менее 50 м (чтобы не мешать обгоняющим), но не далее пределов прямой видимости. Сопровождение 3-5 машин осуществляется двумя охранниками (один — в первой, второй — в последней), большее количество — не менее чем тремя охранниками. Колонна должна идти плотно, при остановке одной машины остальные ждут, В идеале — радиосвязь между первой и последней машинами. Старший конвоя — в первой машине. Порядок машин в колонне следует построить по следующему принципу; впереди наиболее тихоходные или тяжелогруженые, сзади — самые легкие на ходу. Перевозимые попутно денежные средства должны быть распределены по всем охраняемым машинам, либо (если это одно место груза, например, инкассаторская сумка) — в первой. На длительных стоянках машины ставятся компактно
(«табором») и сгоняются вплотную друг к другу задними дверями.
4. Проезд к месту приема .груза или от места сдачи груза
4.1. Часто возникает ситуация, когда в одну сторону охранник едет без груза. В этом случае необходимо руководствоваться нижеследующими пунктами.
4.2. Проезд к месту приема груза или от места сдачи груза может осуществляться автомобильным, ж/д либо авиационным транспортом. В пути следования к месту назначения поездом и самолетом охранник несет ответственность за выданное ему оружие и спецсредства, а при поездке в автотранспорте заказчика осуществляет также охрану данного транспортного средства.
4.3. В течение всей командировки оружие должно быть собрано, заряжено и поставлено на предохранитель. Однако в случаях, когда охраннику выдано длинноствольное гладкоствольное оружие (дробовик), которое перевозится им в поезде или самолете разряженным или в разобранном виде, необходимо иметь при себе газовое или электрошоковое оружие. Но нельзя забывать, что провоз в самолете газовых аэрозольных баллончиков запрещен Правилами безопасности пассажирских авиаперевозок. Любое другое оружие и спецсредства на время полета сдаются в багаж или командиру экипажа.
4.4. В пути следования к месту назначения ж/д транспортом охранник не должен покидать купе на остановках (т. к.
именно в это время происходит большинство краж ручной. клади) или во время отсутствия в купе попутчиков. Иногда целесообразно получить у проводника сведения о попутчиках.
4.5. Охранник передвигается в вышеуказанной одежде. Короткоствольное оружие находится в кобуре. Целесообразно использовать закрытую поясную кобуру открытого ношения или кобуру скрытого ношения. Длинноствольное гладкоствольное оружие перевозится в чехле.
4.6. При наличии более чем двух часов свободного времени возможно, а при более чем 6-часовом ожидании необходимо санкционировать поселение охранника в гостинице. В Москве наиболее удобный вариант — гостиница «Турист» (метро «Ботанический сад») ввиду наименьшего количества правонарушений среди других гостиниц столицы.
4.7. При задержке сроком 2 и более суток охранник должен встать на учет в местные органы внутренних дел и сдать оружие в филиал ЧОПа, СБ клиента, ОВД.
5. Действия охранника при чрезвычайных происшествиях
5.1. При попытке нападения на транспортное средство охранник применяет физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие адекватно угрозе и с учетом сложившейся обстановки, но в пределах действующего законодательства (Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Закон РФ «Об оружии», УК РФ) и должностных инструкций.
5.2. При попытке нападения во время движения охраняемого транспортного средства необходимо продолжать движение, продемонстрировать оружие и предупредить о его применении. Если нападающие, с целью остановить охраняемое. транспортное средство, открывают огонь по колесам, необходимо сделать предупредительный выстрел в воздух, а следующие — по преследующему автомобилю, стараясь попасть в колеса, бензобак или двигатель. Если нападающие стреляют по кабине охраняемого транспортного средства — открывать огонь на поражение. При попытках «прижать» и остановить машину необходимо продемонстрировать оружие и сделать предупредительный выстрел в воздух.
5.3. При попытках остановить охраняемое транспортное средство, перегородив дорогу автомобилем, необходимо рассчитать возможность объезда. Если преграду невозможно объехать, применять таран не рекомендуется, т. к., во-первых, есть риск создать аварийную ситуацию для третьих лиц, а во-вто
рых, трудно будет впоследствии доказать преступный умысел. В такой ситуации рекомендуется своим транспортным средством полностью перегородить дорогу, чтобы в месте нападения образовалось скопление автотранспорта и, следовательно, свидетелей, продемонстрировать нападающим оружие, предупредить о его применении, сделать выстрел в воздух и потребовать освободить дорогу.
5.4. Обо всех случаях нападения необходимо сообщить на ближайший пост ГИБДД, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь, о нанесении телесных повреждений (в т. ч. смертельных) по возможности немедленно (в течение суток) уведомить местного прокурора и руководство ЧОПа. После применения оружия на поражение представить свидетелей (водители, клиент и т. п.).
5.5. При попытках «наезда» во время стоянки нельзя покидать кабину. При вербальных угрозах необходимо продемонстрировать оружие и в некоторых случаях произвести предупредительный выстрел в воздух или под ноги угрожающему.
5.6. В случае аварии, поломки, возгорания транспортного средства принять все необходимые меры для уменьшения ущерба, который может быть причинен грузу и автомобилю, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и особенно бдительно охранять машину и груз до прибытия сотрудников ГИБДД, т. к. неподвижный автомобиль — легкодоступная цель для возможного нападения. Необходимо знать, что сотрудники ГИБДД обязаны принять автомобиль под охрану до ликвидации повреждений, а в случаях, когда быстрый ремонт невозможен, — отбуксировать пострадавшее транспортное средство с грузом на охраняемую стоянку. В случае невозможности ремонта автомобиля охранник остается с грузом и контролирует обстановку из кабины водителя. Водитель добирается до места назначения на попутных машинах и возвращается с тягачом. В этом случае водитель обязан предупредить клиента и руководство ЧОПа о задержке.
5.7. При возникновении проблем с ГИБДД в связи с характером груза или сопроводительными документами на него необходимо знать, что сотрудники ГИБДД имеют право срывать пломбы для досмотра груза только после составления соответствующего акта. Таможенные пломбы сотрудники ГИБДД не имеют права срывать даже по акту. Осмотр груза при вскрытии пломб производится- с оформлением соответствующего протокола досмотра в присутствии понятых. Задерживать транспортное средство на посту ГИБДД разрешается не более чем на 3 часа, по истечении которых машина должна быть отпущена или препровождена в ОВД или ОБЭП для дальнейшего разбирательства.
5.8. При попытках остановки транспортного средства на нестационарных постах ГИБДД вне городской черты, особенно, если одежда или поведение сотрудников охраннику кажутся подозрительными, необходимо, под свою ответственность, приказать водителю не останавливаться. О попытках остановки машины уведомить ближайший стационарный пост ГИБДД и принять меры к решению проблемы.
5.9. Когда движение транспортного средства к месту назначения невозможно из-за стихийного бедствия, погодных условий, аварии или иных причин, принять усиленные меры по охране груза и транспортного средства. О задержке сообщить в ЧОП.
5.10. При нападении, когда дальнейшее движение транспортного средства невозможно, охранник должен покинуть,. кабину и вступить в огневое противодействие.
6. Использование оружия в командировке
6.1. Короткоствольное огнестрельное оружие перевозится заряженным с пустым патронником, поставленным на предохранитель, прикрепленным страховочным ремешком к поясу охранника.
6.2. Во время сопровождения груза целесообразно использовать открытую поясную кобуру, крепящуюся слева. При перевозке оружия использовать или поясную закрытую кобуру на ремне справа, или подмышечную (оперативную) кобуру скрытого ношения. Запасной магазин размещается только в приспособленном для этого чехле (подсумке).
6.3. Длинноствольное гладкоствольное оружие при сопровождении груза перевозится расчехленным, заряженным, с пустым патронником, поставленным на предохранитель. При проезде к месту получения груза (от места сдачи) оружие перевозится разряженным, в чехле.
6.4. Предпочтительнее использовать помповое оружие (проще и безопаснее при стрельбе из кабины), перевозящееся дульным срезом к правому окну. Рабочая рука — левая.
6.5. Целесообразно использовать патроны с пластиковой гильзой. Поражающий снаряд — дробь или картечь. Использование пулевых патронов нецелесообразно, так же как и использование патронов с папковой (картонной) гильзой. Наиболее удобный калибр — 12 или 16. Первый патрон целесообразно иметь холостой (для предупредительного выстрела).
6.6. Возможно использование газового (аэрозольные распылители) и электрошокового оружия. Охраннику также необходимо иметь нож (исключительно для бытовых целей).
7. Охраннику запрещается:
7.1. Употреблять во время командировки алкогольные напитки, наркотики, снотворное, а также мочегонные и слабительные средства.
7.2. Спать или отвлекаться во время дежурства (при работе в бригаде) и во время стоянки транспортного средства.
7.3. Оставлять без охраны транспортное средство до полной сдачи заказчику либо его доверенному лицу.
7.4. При выходе из кабины оставлять в ней оружие, документы, деньги.
7.5. Выходить из транспортного средства без оружия или передоверять оружие посторонним лицам, в т. ч. водителю и заказчику.
7.6. Без необходимости досылать патрон в патронник или разбирать оружие.
7.7. Применять оружие в направлении жилых домов, мест хранения горючих и взрывчатых веществ, скопления людей и автотранспорта.
7.8. Стрелять во всех случаях, когда этого не требуется для необходимой обороны или исполнения служебных обязанностей.
7.9. Сообщать посторонним лицам сведения о времени отправки (прибытия) охраняемого транспортного средства, маршруте и пункте назначения, характере и количестве груза, заказчике и сумме договора, а также разглашать сведения, являющиеся служебной либо коммерческой тайной.
Данная инструкция вступает в силу с момента утверждения директором ЧОПа (начальником СБ) и обязательна для исполнения охранниками, находящимися в командировках по сопровождению груза.

Материалы по теме:

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ  ИНКАССАЦИИ И ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
тактика ИНКАССАЦИИ

Городская инкассация
Междугородная инкассация

БРОНЕАВТОМОБИЛИ

Охрана и сопровождение грузов и ценностей

ОХРАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ТАКТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ АВИАТРАНСПОРТОМ

Охрана грузоперевозок водным транспортом