ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ. БАЗЫ ДАННЫХ

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ. БАЗЫ ДАННЫХ

Аналитик погибает первым.
Плохой аналитик — еще раньше.
Народная мудрость
Обработка получаемой информации — дело, требующее скрупулезности в учете мельчайших деталей и точности в оформлении. Обработанный массив информационной документации должен отвечать нескольким требованиям: доступность, инвариантность, корректировка.
Под доступностью понимается возможность работы с информацией для человека, не создававшего базу данных. Например, директора предприятия, уточняющего информацию, или нового аналитика, пришедшего на смену, например, погибшему в автокатастрофе.
Инвариантность предполагает доступ к информационным ячейкам, объединенным различными классификаторами. Например: доступ к информации определенного источника, доступ к информации по определенному делу с разной сортировкой, доступ к источникам с высшей категорией надежности и пр.
Корректировка предполагает возможность модификации
базы данных. Под модификацией могут пониматься удаление ставших ненужными или опасными сведений, добавление новой информации, внесение изменений в кодировки и т, д.
Таким образом, информационный массив проходит первичную обработку и превращается в базу данных или дополняет ее.

Базы данных

База данных является большим и первично систематизированным набором фактографической информации, которая требует тщательной обработки и анализа, для того чтобы получить заключение по тому или иному вопросу. База данных
по определенной тематике называется учетом.
Накопление базы данных — достаточно длительный и трудоемкий этап. Тем более что обычно базы данных начинают накапливаться не сразу, а спустя какое-то время после начала исследуемых событий. Например, начиная накапливать базу данных по налетам на банки и обменные пункты, первым делом мы будем вынуждены собрать информацию по налетам начиная с 1991—92 года. Только в этом случае мы сможем уверенно предсказывать ожидаемую направленность и способы налетов на исследуемый период (например, на ближайший год).
Базы данных возможны в двух вариантах: картотека и
цифровая база данных.
Картотека — это база данных, оформленная на бумажных (пластиковых и т. д.) карточках. Яркий пример таких картотек — российские библиотечные каталоги. На каждой карточке указывается один информационный факт. Карточка обязательно содержит следующую информацию: собственно событие, источник получения информации и код его достоверности, номер по картотеке и разделу. Событие описывается максимально кратко, с максимально возможным уровнем конкретизации. Плюсы картотек: легкость оформления, надежность сохранения информации. Минусы: в больших кар
тотеках достаточно неудобно ориентироваться, большой объем занимаемого места: картотеки удовлетворяют принципам доступности и конкретизации, но противоречат принципу инвариантности. Карточки хранятся в специальных картотечных ящичках в охраняемом месте (во избежание порчи, кражи, видоизменения). Обязательна надежная пожарная защита.
Цифровая база данных — это база данных, оформленная в виде компьютерной программы. Для этого используются как специальные программы (ACCESS, FOX PRO и т. д.), так и простые пользовательские программы (WORD, EXCEL и т. д.). В данном случае все зависит от профессионального уровня программиста или пользователя. Информационное содержание в цифровой базе данных аналогично картотекам. Плюсы цифровых баз данных: легкая ориентация, большая скорость работы. Минусы: обязательно наличие необходимых навыков у пользователя (тем более у программиста), большая вероятность самопроизвольной порчи информации. Таким образом, цифровые базы данных удовлетворяют правилу инвариантности и конкретизации, но могут противоречить правилу доступности. Цифровые базы данных хранятся в одном полностью автономном компьютере (не подсоединенном к локальной компьютерной сети) на отдельном жестком диске (винчестере). Доступ к базе данных ограничен работниками аналитического сектора и руководителем СБ. Обязательно как минимум еженедельное (в идеале — ежедневное) копирование базы данных (как, впрочем, и другой важной информации) на гибкий диск (дискету), ZIP-Drive или жесткий диск или на любой другой цифровой накопитель.
Для удобства пользования информацией и быстроты нахождения необходимых данных нужна как можно более полная сортировка информации. Изначально информация делится на секторы, разделы, подразделы, темы и т. д. Например, создавая базу данных по силовым воздействиям криминальных структур на охраняемые объекты, можно пользоваться следующим порядком сортировки. База данных делится на два сектора: «Покушения» и «Налеты». Сектор «Покушения» включает разделы: покушения, совершенные при помощи пистолетов, автоматов и пистолетов-пулеметов, винтовок, ружей, ножей, комбинирования различного оружия, нестандартным оружием. Сектор «Налеты» включает разделы: налеты на коммерческие предприятия, банки и магазины, инкассаторов. В каждый раздел информация заносится в соответствии с датой совершения (начиная с первого зафиксированного случая и кончая сегодняшним днем). Естественно, вышеприведенная
структура базы данных не более чем вариант сортировки, используемый авторами.
При организации предприятия (в т. ч. ЧОПа, СБ) необходимо сразу обдумать, какие вопросы в первую очередь будут интересовать руководство, и начать сбор информации и накопление баз данных по данным проблемам. Для примера:
покушения и налеты; информация по коллегам и партнерам на рынке (проблемы, клиенты, подготовка, нарушения дисциплины работниками); собственные клиенты. Возможен сбор информации и по другим тематикам.
Исследуя информацию, содержащуюся в учетах, аналитик может выполнить и еще один интересный вид работы. Часто информационным работникам дается задание на поиск информации по определенной тематике. Информационщик очерчивает круг каналов получения информации по теме и работает с ними. В идеале, аналитик может указать наиболее важный или доступный канал получения информации. Другая функция: аналитик может указать информационному работнику определить наличие информационного факта, выведенного в результате аналитической работы.
Таким образом, база данных является необходимой заготовкой перед началом собственно аналитической работы.