Категорирование объектов охраны

Охрана (в широком смысле)- комплекс организационных, контрольных, инженерно-технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение защиты информации, материальных ценностей и безопасности персонала объекта.

Охрана (в узком смысле) – комплекс организационных, контрольных, инженерно-технических и иных мероприятий, обеспечивающих с заданной вероятностью обнаружение  и последующее пресечение действий злоумышленников (нарушителей), пытающихся тайно или открыто проникнуть на охраняемую территорию объекта или его зоны безопасности.

Охраняемый объект (ОО ) – отдельное помещение, содержащее материальные или другие ценности, оборудованное техническими средствами ОПС, или комплекс помещений, рассосредоточенных в пределах одного или нескольких зданий, объединенных общей территорией и охраняемых подразделениями охраны. Места возможного проникновения на ОО или отдельные охраняемые зоны оборудуются различными извещателями, которые включаются в шлейф сигнализации.

Охранники – находящийся на объекте персонал службы безопасности, обеспечивающий функцию реагирования (задержания, нейтрализации) в системе физической защиты.

Категория охраняемого объекта – комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую, научно-техническую, технологическую или иную ( например, культурную или общественную) значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности требуемой надежности охраны.

Основополагающими, определяющими выбор уровня защиты объекта, признаками являются категория важности объекта и мо­дель нарушителя, от проникновения которого данный объект дол­жен быть защищен.

Система охраны объекта, т.е. его периметра, территории, зда­ний, помещений — это сложный, многорубежный комплекс, вклю­чающий в себя физическую защиту (личный состав охраны), ин­женерные сооружения (решетки, стальные двери, сложные замки, замки — защелки, сейфы и т.п.), технические средства охранной сигнализации, системы телевизионного наблюдения (СТН), систе­мы контроля доступа (турникеты, шлагбаумы, управляемые во­рота и т.д.) и многое другое, что было рассмотрено в структурной схеме системы обеспечения безопасности объекта (см. рис.  ).

Создание технически высокооснащенной системы охраны — чрезвычайно дорогостоящее дело, поэтому разработчики КТСО и СБ (О) (исполнители и заказчики) выбирают такую конфигу­рацию и архитектуру КТСО, которая была бы экономически ра­зумной. Это означает, что затраты на создание, внедрение и экс­плуатацию КТСО должны быть существенно ниже, чем стоимость того, что охраняется. По некоторым оценкам эти затраты состав­ляют около 5 % основных фондов и до 25 % оборотных средств в расчете на один финансовый год.

Существуют определенные методики технико-экономических обоснований выбора того или иного варианта оборудования объ­екта ТСОС, например [218]. Однако очевидно, что для объек­тов особого риска, например ядерноопасных объектов, на которых проведение диверсионно-террористических актов может повлечь за собой неисчислимые бедствия, гибель людей, разрушение эко­логической системы целых регионов, требуются достаточные для их надежной защиты затраты.

Таким образом, абстрактно-типизированный подход к катего­рированию важности объектов (далее для краткости — катего­рированию объектов) необходим лишь для приближенной оценки возможных затрат на их оснащение инженерно-техническими, спе­циальными и аппаратно-программными средствами защиты.

Второй аспект, влияющий на уровень затрат, т.е. в конце кон­цов на выбор уровней защиты — это модель нарушителя. Напри­мер, очевидно, чем выше должностной статус злоумышленника. работающего на охраняемом объекте (например, им может быть «директор», «главный инженер» и т.д.), тем выше будут затраты на создание системы безопасности, адекватной их «моделям».

Поэтому следует понимать, что абсолютной защищенности объекта быть не может. Но это уже проблемы, выходящие да­леко за рамки категорирования объектов, создания и применения КТСО, хотя и в определенной мере связанные с ними.

Итак, в данном изложении определение необходимых уровней защиты мы будем связывать с понятием классификации объектов по категориям важности, полагая априори, что злоумышленник является человеком «со стороны».

В первом приближении при выборе уровня защиты следует учитывать возможность обоснованного отнесения объекта к од­ной из четырех категорий:

 

1-я категория — особо важный объект;

 

2-я категория — особо режимный объект;

 

3-я категория — режимный объект;

 

4-я категория — нережимный объект.

 

Отнесение конкретных объектов к той или иной категории важности регламентируется специальным перечнем, утверждён­ным правительством РФ.

В относительно самостоятельных (национальных, областных, краевых) территориальных образованиях могут создаваться свои перечни объектов, дополняющие общий, исходя из требований местных условий и возможностей самостоятельного финансиро­вания расходов по их оснащению КТСО.

Очевидно, что выбор уровня оснащения КТСО названных ка­тегорий объектов будет зависеть от многих конкретных факто­ров, как то: конфигурация территории, рельеф местности, геогра­фическое положение, структура расположения жизненно важных центров объекта, характер угроз и т.д.

Априори следует полагать, что:

1-я и 2-я категории объектов требуют высокого уровня осна­щения КТСО, включения в него разнообразных ТСОС, телеви­зионных средств наблюдения (ТСН), наличия развитой ССОИ, СКД, создания многих рубежей защиты (зон безопасности), реа­лизации функций автоматического определения направления дви­жения нарушителя, состояния СО, анализа характера разрушаю­щего действия нарушителя на КТСО и т.д.;

 

3-я категория объектов требует меньшего, но достаточно вы­сокого уровня оснащения Здесь выборочно исключается исполнение ряда функций охраны (защиты), затраты на реализацию ко­торых заведомо выше возможных потерь от злоумышленных дей­ствий;

 

4-я категория объектов оснащается КТСО ограниченной структуры, предполагает наличие меньшего числа зон безопас­ности, реализацию меньшего количества функций в ССОИ.

Следует отметить, что наряду с категорированием объектов должно применяться и категорирование помещений с организа­цией соответствующих «зон безопасности». Это позволит мини­мизировать затраты на оснащение КТСО и организацию системы защиты в целом. Выбор категории (уровня защиты) должен осу­ществляться исходя из значимости объекта, характера потенци­альных угроз и, соответственно, «моделей» вероятных нарушите­лей и моделей их вероятных действий.

Приведенная классификация категорий важности объектов представляет по существу лишь укрупненно-базисный подход. В специальных разработках по этой проблеме выделяются множе­ства подклассов, на основе чего разрабатываются идеи типизации объектов и решения соответствующих задач типизации их оснаще­ния КТСО.

Наиболее опасной угрозой для любого объекта является угро­за проведения диверсионно-террористического акта (ДТА) с при­менением диверсионно-террористических средств (ДТС).

Коль скоро невозможно ставить задачу защиты всех без ис­ключения или абсолютного большинства объектов, ибо это непо­сильно из-за невероятно больших затрат финансовых, материаль­ных и людских ресурсов, принят подход, в рамках которого ре­шаются задачи определения перечня типовых особо важных объ­ектов народного хозяйства, МО и иных (требующих охраны) объ­ектов. Этому подходу характерна разработка рациональных (ти­повых) схем защиты объектов, входящих в группу риска, исходя из вероятности использования на них ДТС или их привлекатель­ности для преступных посягательств.

Исходя из международного опыта следует, что противодей­ствие преступности, особенно ОПФ, может осуществляться лишь на основе государственной программы борьбы с преступностью. При этом приоритетный выбор объектов для организации систем­ной защиты определяется, исходя из оценки возможного исполь­зования на них ДТС.

Типовые особо важные объекты, как правило, принадлежат таким отраслям, как энергетика, транспорт, химические и нефтехимические, наука и техника, оборонная промышленность, оборона, связь и информатизация, а также Министерствам финансов, здравоохранения, культуры и силовым структурам станы. Эти отрасли являются ключевыми для жизнеобеспечения общества и от их действенной защиты зависит жизнь, спокойствие и морально-психологическое состояние всего народа, прогрессивность движения общества, результативность экономических преобразований.