Охрана (в широком смысле)- комплекс организационных, контрольных, инженерно-технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение защиты информации, материальных ценностей и безопасности персонала объекта.
Охрана (в узком смысле) – комплекс организационных, контрольных, инженерно-технических и иных мероприятий, обеспечивающих с заданной вероятностью обнаружение и последующее пресечение действий злоумышленников (нарушителей), пытающихся тайно или открыто проникнуть на охраняемую территорию объекта или его зоны безопасности.
Охраняемый объект (ОО ) – отдельное помещение, содержащее материальные или другие ценности, оборудованное техническими средствами ОПС, или комплекс помещений, рассосредоточенных в пределах одного или нескольких зданий, объединенных общей территорией и охраняемых подразделениями охраны. Места возможного проникновения на ОО или отдельные охраняемые зоны оборудуются различными извещателями, которые включаются в шлейф сигнализации.
Охранники – находящийся на объекте персонал службы безопасности, обеспечивающий функцию реагирования (задержания, нейтрализации) в системе физической защиты.
Категория охраняемого объекта – комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую, научно-техническую, технологическую или иную ( например, культурную или общественную) значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности требуемой надежности охраны.
Основополагающими, определяющими выбор уровня защиты объекта, признаками являются категория важности объекта и модель нарушителя, от проникновения которого данный объект должен быть защищен.
Система охраны объекта, т.е. его периметра, территории, зданий, помещений — это сложный, многорубежный комплекс, включающий в себя физическую защиту (личный состав охраны), инженерные сооружения (решетки, стальные двери, сложные замки, замки — защелки, сейфы и т.п.), технические средства охранной сигнализации, системы телевизионного наблюдения (СТН), системы контроля доступа (турникеты, шлагбаумы, управляемые ворота и т.д.) и многое другое, что было рассмотрено в структурной схеме системы обеспечения безопасности объекта (см. рис. ).
Создание технически высокооснащенной системы охраны — чрезвычайно дорогостоящее дело, поэтому разработчики КТСО и СБ (О) (исполнители и заказчики) выбирают такую конфигурацию и архитектуру КТСО, которая была бы экономически разумной. Это означает, что затраты на создание, внедрение и эксплуатацию КТСО должны быть существенно ниже, чем стоимость того, что охраняется. По некоторым оценкам эти затраты составляют около 5 % основных фондов и до 25 % оборотных средств в расчете на один финансовый год.
Существуют определенные методики технико-экономических обоснований выбора того или иного варианта оборудования объекта ТСОС, например [218]. Однако очевидно, что для объектов особого риска, например ядерноопасных объектов, на которых проведение диверсионно-террористических актов может повлечь за собой неисчислимые бедствия, гибель людей, разрушение экологической системы целых регионов, требуются достаточные для их надежной защиты затраты.
Таким образом, абстрактно-типизированный подход к категорированию важности объектов (далее для краткости — категорированию объектов) необходим лишь для приближенной оценки возможных затрат на их оснащение инженерно-техническими, специальными и аппаратно-программными средствами защиты.
Второй аспект, влияющий на уровень затрат, т.е. в конце концов на выбор уровней защиты — это модель нарушителя. Например, очевидно, чем выше должностной статус злоумышленника. работающего на охраняемом объекте (например, им может быть «директор», «главный инженер» и т.д.), тем выше будут затраты на создание системы безопасности, адекватной их «моделям».
Поэтому следует понимать, что абсолютной защищенности объекта быть не может. Но это уже проблемы, выходящие далеко за рамки категорирования объектов, создания и применения КТСО, хотя и в определенной мере связанные с ними.
Итак, в данном изложении определение необходимых уровней защиты мы будем связывать с понятием классификации объектов по категориям важности, полагая априори, что злоумышленник является человеком «со стороны».
В первом приближении при выборе уровня защиты следует учитывать возможность обоснованного отнесения объекта к одной из четырех категорий:
1-я категория — особо важный объект;
2-я категория — особо режимный объект;
3-я категория — режимный объект;
4-я категория — нережимный объект.
Отнесение конкретных объектов к той или иной категории важности регламентируется специальным перечнем, утверждённым правительством РФ.
В относительно самостоятельных (национальных, областных, краевых) территориальных образованиях могут создаваться свои перечни объектов, дополняющие общий, исходя из требований местных условий и возможностей самостоятельного финансирования расходов по их оснащению КТСО.
Очевидно, что выбор уровня оснащения КТСО названных категорий объектов будет зависеть от многих конкретных факторов, как то: конфигурация территории, рельеф местности, географическое положение, структура расположения жизненно важных центров объекта, характер угроз и т.д.
Априори следует полагать, что:
1-я и 2-я категории объектов требуют высокого уровня оснащения КТСО, включения в него разнообразных ТСОС, телевизионных средств наблюдения (ТСН), наличия развитой ССОИ, СКД, создания многих рубежей защиты (зон безопасности), реализации функций автоматического определения направления движения нарушителя, состояния СО, анализа характера разрушающего действия нарушителя на КТСО и т.д.;
3-я категория объектов требует меньшего, но достаточно высокого уровня оснащения Здесь выборочно исключается исполнение ряда функций охраны (защиты), затраты на реализацию которых заведомо выше возможных потерь от злоумышленных действий;
4-я категория объектов оснащается КТСО ограниченной структуры, предполагает наличие меньшего числа зон безопасности, реализацию меньшего количества функций в ССОИ.
Следует отметить, что наряду с категорированием объектов должно применяться и категорирование помещений с организацией соответствующих «зон безопасности». Это позволит минимизировать затраты на оснащение КТСО и организацию системы защиты в целом. Выбор категории (уровня защиты) должен осуществляться исходя из значимости объекта, характера потенциальных угроз и, соответственно, «моделей» вероятных нарушителей и моделей их вероятных действий.
Приведенная классификация категорий важности объектов представляет по существу лишь укрупненно-базисный подход. В специальных разработках по этой проблеме выделяются множества подклассов, на основе чего разрабатываются идеи типизации объектов и решения соответствующих задач типизации их оснащения КТСО.
Наиболее опасной угрозой для любого объекта является угроза проведения диверсионно-террористического акта (ДТА) с применением диверсионно-террористических средств (ДТС).
Коль скоро невозможно ставить задачу защиты всех без исключения или абсолютного большинства объектов, ибо это непосильно из-за невероятно больших затрат финансовых, материальных и людских ресурсов, принят подход, в рамках которого решаются задачи определения перечня типовых особо важных объектов народного хозяйства, МО и иных (требующих охраны) объектов. Этому подходу характерна разработка рациональных (типовых) схем защиты объектов, входящих в группу риска, исходя из вероятности использования на них ДТС или их привлекательности для преступных посягательств.
Исходя из международного опыта следует, что противодействие преступности, особенно ОПФ, может осуществляться лишь на основе государственной программы борьбы с преступностью. При этом приоритетный выбор объектов для организации системной защиты определяется, исходя из оценки возможного использования на них ДТС.
Типовые особо важные объекты, как правило, принадлежат таким отраслям, как энергетика, транспорт, химические и нефтехимические, наука и техника, оборонная промышленность, оборона, связь и информатизация, а также Министерствам финансов, здравоохранения, культуры и силовым структурам станы. Эти отрасли являются ключевыми для жизнеобеспечения общества и от их действенной защиты зависит жизнь, спокойствие и морально-психологическое состояние всего народа, прогрессивность движения общества, результативность экономических преобразований.