ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Информацией называются любые сведения, полученные при изучении данного вопроса и помогающие дать более полное иобоснованное заключение.Полезной оказывается любая информация: непроверенная или непроверяемая, изначально неправдивая, неполная и пр. Только получение максимально возможной в данных условиях информации позволяет сделать грамотный и обоснованный аналитический вывод.Кроме того, эта же информация используется для проверки надежности источников информации, определения каналов дезинформации и т. д.

В зависимости от назначения информацию классифицируют на стратегическую-тактическую и сигнальную-тактическую-доказательную.

Стратегическая информация — это информация, дающая основания принимать решения о привлечении к сотрудничеству, источниках утечки конфиденциальной информации, направленности объекта интереса, формах зависимости и подконтрольности; выносить суждения, прогнозы в сфере коммерческих, политических и иных интересов. Стратегическая информация позволяет делать долгосрочные прогнозы, и этоосновная ее задача.

Тактическая информация — это оперативное установление фактов недружественных действий, источников утечки информации внутри организации, добросовестности потенциальных партнеров и т. д. Тактическая информация действительна в течение небольшого промежутка времени и позволяет скорректировать деятельность предприятия (СВ) путем выдачи краткосрочных прогнозов или прогнозов на данную операцию (получение кредита, заключение конкретного контракта).

Сигнальная (предупреждающая) информация — это информация, которая достоверно указывает на события, которые должны произойти; сигнализатор угрозы, позволяющий достоверно определить ее и принять соответствующие контрмеры.

Тактическая информация носит характер, указанный выше. Действительна непродолжительный промежуток времени и требует немедленного реагирования на ситуацию.

Доказательная информация — это информация, позволяющая с большой долей вероятности доказать связи между событиями, объектами и пр. Используется для создания таблицы связей объекта, а также при аналитическом расследовании фактов утечки информации и т. д.Источники получения информации можно разделить на три категории: открытые, детективные, закрытые.Открытыми источниками называются любые источники информации, ознакомление с которыми свободно для всех категорий граждан. К таковым относятся: газеты, журналы, теле- и радиопередачи и прочие средства массовой информации, рекламные проспекты и материалы, предназначенная для открытой торговли продукция, открыто утилизированные отходы, информация, полученная на выставках и презентациях.Средства массовой информации (СМИ) предоставляют огромный массив информации по различным направлениям деятельности. Задача аналитика состоит в вычленении интересующей информации. При этом необходимо отметить, что достаточно .надежной может считаться только информация, касающаяся основного факта сообщения, репортажа и пр. Все подробности априори должны признаваться недостоверными или требующими специальной проверки. Только после достоверного подтверждения они могут считаться принятыми к рассмотрению. Это связано с особенностями журналистской работы: реальной фактуре необходимо предать черты, характерные для издания или позволяющие заинтересовать читателя. Поэтому все подробности в большинстве случаев являются надуманными. При регулярном получении информации из одного источника изначально определяется категория надежности издания и журналиста. На основе такой информации возможно повышение класса надежности сопутствующей информации. Из СМИ можно получить информацию тактического, сигнального и доказательного плана. Интересен случай, когда аналитикам одного американского университета только при помощи открытых источников информации удалось установить точный состав, дислокацию и тактическое командование вооруженных сил США. Точность прогноза — 95%. Данный аналитический продукт сразу получил гриф секретности. С учеными была проведена соответствующая работа, но никакого нарушения законодательства установлено не было.Продукция и отходы производства, открытые для доступа, также представляют достаточный интерес для аналитических служб конкурентов. Подобные образцы позволяют определить технологическую базу, уровень подготовки и отношения к труду персонала, резервы оборудования, изменения технологической базы. Данные сведения оцениваются опытными инженерами-технологами и служат важнейшим источником стратегической информации. Вариант данного метода — анализ мусора предприятия. На большинстве фирм в мусорные' корзины выбрасываются испорченные документы, черновики и т. д. При уборке в конце дня весь мусор сваливается в мешок и выбрасывается на ближайшую свалку. Перехватить его не представляет никакой сложности, а человеку небрезгливому (аналитики из таковых) дается в руки возможность получить огромный массив информации о деятельности фирмы, в том числе и закрытой.Выставки и презентации представляют редкую возможность оценить деятельность предприятия-конкурента. Основные каналы получения информации на выставках: представленная продукция, рекламные проспекты и прайс-листы, пресс-релизы, беседы с сотрудниками фирмы, доклады руководства. Грамотная информационная служба тщательно ограничивает массив открытой информации до уровня, по которому невозможно делать достоверные выводы о положении предприятия. Однако настолько хорошо налаженная информационная служба — явление редкое, да и выставки располагают к лавинообразному увеличению открываемой информации. Выставки используются для получения весьма качественной стратегической и доказательной информации. Яркий пример: только на основании открытых выступлений министра пропаганды третьего рейха Геббельса английской разведке удалось установить точные тактико-технические характеристики ракет-снарядов ФАУ-1 и ФАУ-2. При сравнении с захваченной в конце войны документацией выводы аналитиков подтвердились на 85%.

Детективными источниками получения информация называют каналы, получение информации по которым возможно с помощью хорошо подготовленных информационных работников-детективов. Естественно, при соблюдении законодательных норм. К таким каналам получения информации относится разведывательный опрос, наружное наблюдение и пр.Разведывательный опрос производится путем разговора с сотрудниками фирмы под легендой. Стандартные легенды:потенциально выгодный клиент, журналист. Работа под журналистской крышей вообще достаточно популярна, поскольку журналист имеет весьма большие полномочия по истребованию информации. Даже просто разговор с ответственным сотрудником (естественно, при высокой профессиональной подготовке детектива) способен дать весьма полезную информацию по деятельности предприятия. Если на предприятии не ведется профессиональной информационной работы, то таким путем можно получить и конфиденциальные материалы. Другой вариант разведывательного опроса — беседа с директором фирмы, также под легендой. Кроме информации по деятельности предприятия это позволяет дать весьма полные психологические установки на директора. После анализа информации на основе психотипа руководителя можно дать заключение о принципах действия человека в критической ситуации, оперативности мышления и пр. Естественно, такие данные обрабатываются опытным психологом. Информация, полученная в ходе разведывательного опроса, носит в большинстве своем тактический характер. Но иногда возможно добывание информации стратегического и доказательного плана.Наблюдение за объектом способно показать круг связей объекта, дисциплинированность персонала, потребность в сырье, систему безопасности и пр. В качестве исторического примера можно привести работу великого русского химика и разведчика Д. И. Менделеева во Франции. Поселившись около порохового завода и фиксируя поступающее туда сырье (железнодорожный подвоз), он на основании пропорций химических веществ вывел абсолютно верную формулу бездымного пороха, впервые разработанного и производимого этим заводом. В дальнейшем он усовершенствовал формулу, улучшив свойства продукта. Наблюдение способно дать качественную сигнальную и доказательную информацию.

К закрытым источникам относится получение информации, недоступное при полностью законном подходе к добыванию информации. Естественно, закрытые каналы получения информации не могут использоваться в информационной работе, поскольку это вступает в противоречие со ст. 137, 138 и 183 Уголовного кодекса РФ. Но так как такие способы получения информации широко используются в недобросовестной конкуренции, то знать их необходимо. К основным закрытым вариантам получения информации относится оперативно-техническая и оперативно-агентурная работа.Закрытая оперативно-техническая работа -предусматривает получение информации при помощи технических средств съема информации. К основным техническим средствам относятся: радиозакладки, направленные микрофоны, системы перехвата телефонных, сотовых и прочих систем связи и т. д. Необходимо отметить, что такая работа требует достаточно дорогой аппаратуры и поэтому используется крайне редко, в основном для разового получения тактической информации.

Закрытая оперативно-агентурная работа предполагает вербовку сотрудников или внедрение «крота» в изучаемую организацию. Подобная работа не требует больших материальных затрат и способна дать весьма ценную информацию о деятельности предприятия как стратегического, так и тактического плана. По исследованиям западных компаний, около 25% персонала готовы стать источниками информации о деятельности своего предприятия, еще 50% готовы сделать это при тех или иных условиях. Получается, что около 75% персонала — потенциальные агенты противника. Но это данные .для буржуазного Запада. Предполагается, что такой процент в российских фирмах окажется выше.

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРОЯТНЫХ НАМЕРЕНИЙ

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРОЯТНЫХ НАМЕРЕНИЙ Задача выяснить истинные намерения конкурентов,…

УСТАНОВЛЕНИЕ НЕНАДЕЖНЫХ ЛИЦ

УСТАНОВЛЕНИЕ НЕНАДЕЖНЫХ ЛИЦ Указанная проблема решается, естественно, несколькими…

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА Большинство предполагает, что разведка — это набор оперативных…

АНАЛИЗ ОТКРЫТЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

АНАЛИЗ ОТКРЫТЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ При отработке периодики первым делом необходимо…

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ В аналитической работе используются два варианта отчетов:…

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРАВИЛА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРАВИЛА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Венец научной работы есть…

НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ

НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ Эта и несколько следующих тем посвящены научным методам сбора,…

СПОСОБЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СПОСОБЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Оговорив методы, к которым прибегают для анализа,…

МЕТОДЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

МЕТОДЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В данной и последующих темах мы рассмотрим приемы…

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ. БАЗЫ ДАННЫХ

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ. БАЗЫ ДАННЫХ Аналитик погибает первым.Плохой аналитик — еще…

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. ПОИСК ИСТОЧНИКОВ…

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ Собранные данные не являютсяинформацией до тех пор,пока они не…

ИСТОЧНИКИ получения ИНФОРМАЦИИ

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Информацией называются любые…

ОРГАНИЗАЦИЯ Информационно-Аналитической Работы НА ПРЕДПРИЯТИИ, СБ

ОРГАНИЗАЦИЯ Информационно-Аналитической Работы НА ПРЕДПРИЯТИИ, СБ В настоящее время…

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ИАР Информационно-аналитическая…