• ОХРАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

    truckВ данной теме мы рассмотрим охрану перевозок большегрузным транспортом (грузовики, фуры, фургоны).
    Угрозы.
    Основная угроза — попытка завладения машиной или грузом во время стоянки. Возможная угроза — нападение на машину во время движения.

    Выбор автомобиля.
    Для междугородных автомобильных грузоперевозок (ГП) наиболее подходят автомобили: КамАЗ, МАЗ. Норма: КрАЗ, «Урал». Не подходят для этих целей ГАЗ и ЗИЛ. Сложно охватить многообразие зарубежных образцов. Можно отметить автомобили марки «Volvo». Надо учитывать, что отечественные машины на порядок дешевле и сделаны для НАШИХ дорог.

    Группа.
    Автомобиль обычно сопровождает один охранник, реже — два. Ни в коем случае не допускается дублирование функций охранника водителем. Два автомобиля также может сопровождать один охранник. Обязательные документы охранника: паспорт, удостоверение частного охранника, лицензия на частную охранную деятельность, лицензия на ношение огнестрельного оружия, карточка закрепления оружия, командировочное удостоверение.

    Тактика.
    Основное правило грузоперевозок (ГП) — никогда не останавливаться. Большинство нападений на ГП совершаются при остановках. Естественные места для остановки — АЗС и ж/д переезды (но по возможности следует изначально узнать графики прохождения составов и стараться проезжать переезды без задержек). Во время стоянки на АЗС охранник обязан всегда оставаться в машине. В противном случае на место водителя проникает злоумышленник и машина уезжает. В случае различных «наездов» во время стоянок наиболее весомый аргумент охранника — выстрел из дробовика над головой или под ноги. Этим обычно конфликт исчерпывается.

    Ни в коем случае не останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД вне стационарных постов — велика вероятность того, что эти сотрудники фальшивые. Если даже сотрудники настоящие, то применить оружие для вашей остановки они все равно не имеют права. Следует остановиться на ближайшем стационарном посту ГИБДД и рассказать о сотрудниках на трассе. Если сотрудники все же настоящие, то разрешить конфликт. Возможны попытки остановить машину во время движения. Как варианты — выстрел по кабине или колесам, преграждение дороги, лежащий на дороге человек. В первом случае, если машина может двигаться, постараться «проскочить» опасное место, а если машина вынуждена остановиться, то oxранник покидает кабину и вступает в боеконтакт. В случае преграждения дороги — объезд или поворот с перекрыванием дороги. В третьем случае — объехать тело и дать знать ближайшим сотрудникам милиции на трассе.
    При погрузке-выгрузке товара обязательно присутствует охранник, который проверяет соответствие реального груза и данных по накладной, качество пломбирования. Охранник ни в коем случае не должен исполнять роль грузчика. В случае требования сотрудника ГАИ на трассе показать груз (для проверки по накладной) не следует перечить. Ни к чему хорошему это не приводит. Если машина опломбирована, необходимо требовать составления протокола. На маршруте охранник обязан бодрствовать. Спать категорически запрещается.
    Вооружение.
    При сопровождении грузов автотранспортом охраннику необходимы служебный пистолет и дробовик. Дробовик возят на коленях дулом к окну (вправо). Основная рука (используемая для управления огнем) — левая. В данном случае предпочтительно помповое ружье, ввиду более крупного возможного калибра (12, вместо 20 у самозарядных ружей), меньшей силы выброса при экстракции гильзы и уменьшения габаритов за счет использования подствольного магазина.

  • Инструкция охранника при перевозке грузов автотранспортом

    1. Общие положения
    1.1. Командировка по охране и сопровождению груза является комплексом мер, осуществляемых на договорной возмездной основе и служащих для обеспечения сохранности транспортного средства и груза клиента в пути следования к месту назначения и обратно. Главной задачей охраны явля
    ется пресечение попыток хищения или захвата г.руза и транспортного средства.
    1.2. Под охраной находится имущество заказчика — транспортное средство и груз согласно накладным и сопроводительным документам.
    1.3. Время командировки исчисляется с момента получения командировочных документов и до прибытия в офис ЧОПа после сдачи груза заказчику (либо его доверенному лицу), а время юридической и материальной ответственности за имущество собственника — с момента принятия груженого транспортного средства под охрану и до полной разгрузки и сдачи груза по факту и накладным заказчику.
    1.4. Во время командировки охранник должен иметь следующие документы: удостоверение частного охранника, лицензию на частную охранную деятельность, лицензию на право ношения огнестрельного оружия, карточку закрепления оружия, паспорт, командировочное удостоверение, полис обязательного медицинского страхования, водительские права (если имеются), карту маршрута. Перед началом поездки охранник обязан проверить наличие у водителя следующих документов; водительских прав, технического талона, паспорта, лицензии на грузоперевозки, санитарного паспорта, отметки о прохождении техосмотра, сезонного пропуска (если необходим). Необходимо иметь следующие документы на груз; товарно-транспортную накладную, сертификаты качества (если необходимы), лицензию на торговлю (если необходима). Необходимо снабдить охранника достаточной суммой командировочных.
    1.5. Охранник должен быть одет в военизированную униформу со значком (эмблемой, нашивкой ЧОПа или СБ). Экипировка {разгрузочный жилет или подсумки, средства пассивной бронезащиты) подбирается исходя из задач и вооружения. Охранник может быть вооружен служебным оружием (короткоствольное и/или длинноствольное гладкоствольное) и спецсредствами (газовое, электрошоковое оружие, изделие БР) в зависимости от тактической необходимости. Также охранник должен иметь запас из непортящихся продуктов и аптечку (травматическую и терапевтическую).
    1.6. По приезде в ЧОП охранник сдает оружие и спецсредства и пишет рапорт о поездке, где указываются все узловые моменты (с обозначением даты и времени) командировки. При применении оружия и иных чрезвычайных происшествиях охранник заполняет рапорт о чрезвычайном происшествии, копии которого представляются в контролирующие органы
    внутренних дел, а также в ОВД или Прокуратуру по месту применения оружия.
    2. Приемка и сдача груза
    2.1. Необходимо совместно с водителем убедиться в целостности кузова (тента, фургона, контейнера или цистерны), наличии и исправности замков на нем, надежности блокирования стекол и дверей кабины. Запасные колеса, средства пожаротушения, запчасти и инструменты должны находиться вне опломбированного кузова с грузом.
    2.2. Под охрану принимается груженый, запертый и опломбированный автомобиль, либо, по договоренности с руководством ЧОПа и заказчиком — с пересчетом количества мест (ящиков, коробок, емкостей и т. п.) под роспись в накладной и доверенности. В этом случае водитель должен руководить правильностью и равномерностью загрузки (мятая, рваная, сырая и неполная тара отбраковывается и заменяется). В задачу охранника входит тщательный подсчет принимаемого товара и пресечение возможных попыток хищения со стороны грузчиков, кладовщиков, водителей и посторонних лиц.
    2.3. Необходимо убедиться в наличии и правильности оформления соответствующих сопроводительных документов. • На товарно-транспортной накладной должен быть гриф «Груз опломбирован» и образец (рисунок) пломбы. В командировочном удостоверении должен быть сделаны отметки о прибытии и убытии.
    2.4. Если на базу не допускается вооруженная охрана, то автотранспорт принимается только в присутствии клиента (либо его местного представителя) и только опломбированным.
    2.5. Денежные средства, перевозимые попутно, принимаются под расписку с пересчетом или в опломбированной инкассаторской сумке. Факт перевозки денежных средств должен быть зафиксирован отдельным пунктом в договоре на сопровождение груза (либо должен быть составлен отдельный договор), а у охранника должны быть доверенность от заказчика на перевозку денежных средств и накладная.
    2.6. По прибытии в пункт назначения сдача груза осуществляется в присутствии охранника, клиента (либо его представителя) и кладовщика, которые удостоверяются в целостности кузова, наличии и подлинности пломб и принимают товар по накладной. По договоренности с руководством ЧОПа заказчик может потребовать присутствия охранника до подлой разгрузки, особенно, если есть подозрения в небрежной
    доставке груза и возникшем при этом убытке. В конце этой
    процедуры клиент делает пометку в командировочном удостоверении или на договоре об охране и сопровождении груза (например, «к охране претензий нет») и ставит время окончания разгрузки. При возникновении разногласий охранник вызывает свое руководство или требует составления соответствующего двухстороннего акта.
    3. Правила сопровождения груза
    3.1. Охранник должен обсудить с водителем маршрут и график движения, места и время питания, заправки, отдыха и, при необходимости, мелкого ремонта. Маршрут движения целесообразно выбирать, исходя из состояния дорог, характеристик транспортного средства, степени загруженности и криминогенной обстановки на данный момент. Целесообразнее выбирать для поездки трассы с достаточно большим транспортным потоком. Необходимо знать, что Удмуртия, Татарстан, Екатеринбургская, Нижегородская и Самарская области
    — наиболее опасны, их желательно проезжать днем и без длительных остановок.
    3.2. Водители принимаемого транспортного средства не должны находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и по состоянию здоровья должны быть способны выполнить работу по доставке груза.
    3.3. Если клиент поручил охране самостоятельно подобрать транспортное средство, предпочтение надо отдать грузовикам с цельнометаллическим кузовом — контейнер, «термос» или рефрижератор. Тентованные фургоны должны иметь изнутри металлическую или деревянную обрешетку. Наиболее предпочтительны марки: КамАЗ, Урал, КрАЗ. Наименее приспособлены для дальних грузоперевозок ГАЗ и ЗИЛ. Целесообразно предусмотреть дополнительные зеркала на кузов для контроля над состоянием замков и пломб не выходя из кабины, а также внутренние бронепанели для защиты боковых стенок кабины.
    3.4. Охранник должен убедиться в знании водителями специфики грузоперевозок в целом и данного груза в частности. За правильность погрузки и доставку груза в надлежащем виде отвечает водитель, а за наличие и сохранность груза — охранник. Исходя из этого, все решения по пути следования принимаются водителями только по согласованию с охранником, а в случаях осложнения оперативной обстановки (попытка нападения, угона, хищения, поджога и т. п.) — беспрекословно подчиняются командам охранника. Охранник должен исключать случаи пьянства за рулем, а также следить за своевременным отдыхом или сменой водителей во избежание
    ДТП.
    3.5. Двери кабины должны быть с обеих сторон закрыты и заблокированы как на остановках (например, на заправках), так и во время движения. Все переговоры с посторонними ведутся через приоткрытое выше уровня глаз (во избежание поражения газом) окно, оружие в это время должно быть под рукой. На просьбы открыть дверь отвечать категорическим отказом. Брать попутчиков и вступать в контакт с женщинами в местах стоянки и отдыха категорически воспрещается. Покидать машину для принятия пищи и отправления естественных надобностей разрешается только по очереди с водителями. Оставлять в это время в машине оружие, деньги и документы недопустимо. Оружие должно постоянно находиться у охранника (ружье — в расчехленном виде).
    Места для отдыха необходимо выбирать у действующих постов ГИБДД или на охраняемых платных стоянках. Отдых — в следующем порядке: водители спят, охранник несет службу путем наблюдения в боковые зеркала. Охранник отдыхает сидя, днем, во время движения, при этом недопустимо снимать верхнюю одежду и обувь.
    Во время вынужденной остановки (заправка, смена колеса, ремонт) охранник находится в кабине с готовым к применению оружием. Единственное исключение — отрыв прицепа. В этом случае водитель уезжает на тягаче на ближайшую СТО, а охранник остается у прицепа с грузом.
    Во время остановок для принятия пищи охранник с оружием выходит из а/м, проверяет наличие замков и пломб, дает указание водителям заблокировать двери кабины до его возвращения и делает несколько разминочных движений для разогрева конечностей на случай физического контакта с нападающими. В местах общественного питания желательно занимать место у стены в углу лицом к дверям, оружие (длинноствольное) на коленях или рядом в углу, либо за спиной у стены, т. е. так, чтобы к нему был перекрыт доступ посторонних. После еды охранник повторно осматривает пломбы и замки, колеса и низ а/м на предмет возможной установки взрывных устройств. Те же действия — на каждой кратковременной остановке (заправка, мелкий ремонт, мойка машины и т. д.). Во время движения лучше находиться на среднем сидении для обзора через оба зеркала заднего вида.
    3.6. Допускается сопровождение одним охранником двух автомобилей, в этом случае он должен заранее оговорить с
    водителями маршрут, график и скорость движения обоих автомобилей, условные знаки в случае вынужденной остановки. Охранник должен находиться во второй машине. Дистанция между машинами не менее 50 м (чтобы не мешать обгоняющим), но не далее пределов прямой видимости. Сопровождение 3-5 машин осуществляется двумя охранниками (один — в первой, второй — в последней), большее количество — не менее чем тремя охранниками. Колонна должна идти плотно, при остановке одной машины остальные ждут, В идеале — радиосвязь между первой и последней машинами. Старший конвоя — в первой машине. Порядок машин в колонне следует построить по следующему принципу; впереди наиболее тихоходные или тяжелогруженые, сзади — самые легкие на ходу. Перевозимые попутно денежные средства должны быть распределены по всем охраняемым машинам, либо (если это одно место груза, например, инкассаторская сумка) — в первой. На длительных стоянках машины ставятся компактно
    («табором») и сгоняются вплотную друг к другу задними дверями.
    4. Проезд к месту приема .груза или от места сдачи груза
    4.1. Часто возникает ситуация, когда в одну сторону охранник едет без груза. В этом случае необходимо руководствоваться нижеследующими пунктами.
    4.2. Проезд к месту приема груза или от места сдачи груза может осуществляться автомобильным, ж/д либо авиационным транспортом. В пути следования к месту назначения поездом и самолетом охранник несет ответственность за выданное ему оружие и спецсредства, а при поездке в автотранспорте заказчика осуществляет также охрану данного транспортного средства.
    4.3. В течение всей командировки оружие должно быть собрано, заряжено и поставлено на предохранитель. Однако в случаях, когда охраннику выдано длинноствольное гладкоствольное оружие (дробовик), которое перевозится им в поезде или самолете разряженным или в разобранном виде, необходимо иметь при себе газовое или электрошоковое оружие. Но нельзя забывать, что провоз в самолете газовых аэрозольных баллончиков запрещен Правилами безопасности пассажирских авиаперевозок. Любое другое оружие и спецсредства на время полета сдаются в багаж или командиру экипажа.
    4.4. В пути следования к месту назначения ж/д транспортом охранник не должен покидать купе на остановках (т. к.
    именно в это время происходит большинство краж ручной. клади) или во время отсутствия в купе попутчиков. Иногда целесообразно получить у проводника сведения о попутчиках.
    4.5. Охранник передвигается в вышеуказанной одежде. Короткоствольное оружие находится в кобуре. Целесообразно использовать закрытую поясную кобуру открытого ношения или кобуру скрытого ношения. Длинноствольное гладкоствольное оружие перевозится в чехле.
    4.6. При наличии более чем двух часов свободного времени возможно, а при более чем 6-часовом ожидании необходимо санкционировать поселение охранника в гостинице. В Москве наиболее удобный вариант — гостиница «Турист» (метро «Ботанический сад») ввиду наименьшего количества правонарушений среди других гостиниц столицы.
    4.7. При задержке сроком 2 и более суток охранник должен встать на учет в местные органы внутренних дел и сдать оружие в филиал ЧОПа, СБ клиента, ОВД.
    5. Действия охранника при чрезвычайных происшествиях
    5.1. При попытке нападения на транспортное средство охранник применяет физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие адекватно угрозе и с учетом сложившейся обстановки, но в пределах действующего законодательства (Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Закон РФ «Об оружии», УК РФ) и должностных инструкций.
    5.2. При попытке нападения во время движения охраняемого транспортного средства необходимо продолжать движение, продемонстрировать оружие и предупредить о его применении. Если нападающие, с целью остановить охраняемое. транспортное средство, открывают огонь по колесам, необходимо сделать предупредительный выстрел в воздух, а следующие — по преследующему автомобилю, стараясь попасть в колеса, бензобак или двигатель. Если нападающие стреляют по кабине охраняемого транспортного средства — открывать огонь на поражение. При попытках «прижать» и остановить машину необходимо продемонстрировать оружие и сделать предупредительный выстрел в воздух.
    5.3. При попытках остановить охраняемое транспортное средство, перегородив дорогу автомобилем, необходимо рассчитать возможность объезда. Если преграду невозможно объехать, применять таран не рекомендуется, т. к., во-первых, есть риск создать аварийную ситуацию для третьих лиц, а во-вто
    рых, трудно будет впоследствии доказать преступный умысел. В такой ситуации рекомендуется своим транспортным средством полностью перегородить дорогу, чтобы в месте нападения образовалось скопление автотранспорта и, следовательно, свидетелей, продемонстрировать нападающим оружие, предупредить о его применении, сделать выстрел в воздух и потребовать освободить дорогу.
    5.4. Обо всех случаях нападения необходимо сообщить на ближайший пост ГИБДД, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь, о нанесении телесных повреждений (в т. ч. смертельных) по возможности немедленно (в течение суток) уведомить местного прокурора и руководство ЧОПа. После применения оружия на поражение представить свидетелей (водители, клиент и т. п.).
    5.5. При попытках «наезда» во время стоянки нельзя покидать кабину. При вербальных угрозах необходимо продемонстрировать оружие и в некоторых случаях произвести предупредительный выстрел в воздух или под ноги угрожающему.
    5.6. В случае аварии, поломки, возгорания транспортного средства принять все необходимые меры для уменьшения ущерба, который может быть причинен грузу и автомобилю, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и особенно бдительно охранять машину и груз до прибытия сотрудников ГИБДД, т. к. неподвижный автомобиль — легкодоступная цель для возможного нападения. Необходимо знать, что сотрудники ГИБДД обязаны принять автомобиль под охрану до ликвидации повреждений, а в случаях, когда быстрый ремонт невозможен, — отбуксировать пострадавшее транспортное средство с грузом на охраняемую стоянку. В случае невозможности ремонта автомобиля охранник остается с грузом и контролирует обстановку из кабины водителя. Водитель добирается до места назначения на попутных машинах и возвращается с тягачом. В этом случае водитель обязан предупредить клиента и руководство ЧОПа о задержке.
    5.7. При возникновении проблем с ГИБДД в связи с характером груза или сопроводительными документами на него необходимо знать, что сотрудники ГИБДД имеют право срывать пломбы для досмотра груза только после составления соответствующего акта. Таможенные пломбы сотрудники ГИБДД не имеют права срывать даже по акту. Осмотр груза при вскрытии пломб производится- с оформлением соответствующего протокола досмотра в присутствии понятых. Задерживать транспортное средство на посту ГИБДД разрешается не более чем на 3 часа, по истечении которых машина должна быть отпущена или препровождена в ОВД или ОБЭП для дальнейшего разбирательства.
    5.8. При попытках остановки транспортного средства на нестационарных постах ГИБДД вне городской черты, особенно, если одежда или поведение сотрудников охраннику кажутся подозрительными, необходимо, под свою ответственность, приказать водителю не останавливаться. О попытках остановки машины уведомить ближайший стационарный пост ГИБДД и принять меры к решению проблемы.
    5.9. Когда движение транспортного средства к месту назначения невозможно из-за стихийного бедствия, погодных условий, аварии или иных причин, принять усиленные меры по охране груза и транспортного средства. О задержке сообщить в ЧОП.
    5.10. При нападении, когда дальнейшее движение транспортного средства невозможно, охранник должен покинуть,. кабину и вступить в огневое противодействие.
    6. Использование оружия в командировке
    6.1. Короткоствольное огнестрельное оружие перевозится заряженным с пустым патронником, поставленным на предохранитель, прикрепленным страховочным ремешком к поясу охранника.
    6.2. Во время сопровождения груза целесообразно использовать открытую поясную кобуру, крепящуюся слева. При перевозке оружия использовать или поясную закрытую кобуру на ремне справа, или подмышечную (оперативную) кобуру скрытого ношения. Запасной магазин размещается только в приспособленном для этого чехле (подсумке).
    6.3. Длинноствольное гладкоствольное оружие при сопровождении груза перевозится расчехленным, заряженным, с пустым патронником, поставленным на предохранитель. При проезде к месту получения груза (от места сдачи) оружие перевозится разряженным, в чехле.
    6.4. Предпочтительнее использовать помповое оружие (проще и безопаснее при стрельбе из кабины), перевозящееся дульным срезом к правому окну. Рабочая рука — левая.
    6.5. Целесообразно использовать патроны с пластиковой гильзой. Поражающий снаряд — дробь или картечь. Использование пулевых патронов нецелесообразно, так же как и использование патронов с папковой (картонной) гильзой. Наиболее удобный калибр — 12 или 16. Первый патрон целесообразно иметь холостой (для предупредительного выстрела).
    6.6. Возможно использование газового (аэрозольные распылители) и электрошокового оружия. Охраннику также необходимо иметь нож (исключительно для бытовых целей).
    7. Охраннику запрещается:
    7.1. Употреблять во время командировки алкогольные напитки, наркотики, снотворное, а также мочегонные и слабительные средства.
    7.2. Спать или отвлекаться во время дежурства (при работе в бригаде) и во время стоянки транспортного средства.
    7.3. Оставлять без охраны транспортное средство до полной сдачи заказчику либо его доверенному лицу.
    7.4. При выходе из кабины оставлять в ней оружие, документы, деньги.
    7.5. Выходить из транспортного средства без оружия или передоверять оружие посторонним лицам, в т. ч. водителю и заказчику.
    7.6. Без необходимости досылать патрон в патронник или разбирать оружие.
    7.7. Применять оружие в направлении жилых домов, мест хранения горючих и взрывчатых веществ, скопления людей и автотранспорта.
    7.8. Стрелять во всех случаях, когда этого не требуется для необходимой обороны или исполнения служебных обязанностей.
    7.9. Сообщать посторонним лицам сведения о времени отправки (прибытия) охраняемого транспортного средства, маршруте и пункте назначения, характере и количестве груза, заказчике и сумме договора, а также разглашать сведения, являющиеся служебной либо коммерческой тайной.
    Данная инструкция вступает в силу с момента утверждения директором ЧОПа (начальником СБ) и обязательна для исполнения охранниками, находящимися в командировках по сопровождению груза.
  • БРОНЕАВТОМОБИЛИ (БрАМ)

    Основным транспортным средством инкассации является БрАМ.
    Первые боевые БрАМ были выпущены в Австро-Венгрии и Германии в 1903-1905 гг. на шасси легковых машин. Сразу выявилась неспособность этих броневиков к боевым действиям (ввиду легкости шасси) и представительским перевозкам (ввиду явно боевого оформления: внешние бронелисты, щитки, пулеметы). Первый «гражданский» броневик для представительских перевозок появился в 1906 г. на базе Opel. В 30-х гг. представительские БрАМ достигли пика paccard stalinaсовершенства тех времен. Для И. В. Сталина был изготовлен бронированный Paccard, а А. Гитлер ездил на бронированном Mercedes-Benz (вскоре БрАМ были изготовлены для Г. Геринга и Г. Гиммлера). После второй мировой войны началось бурное развитие ВрАМ. На сегодняшний день можно выделить три основных типа БрАМ: боевые машины (БМП, БТР, БРДМ, БМД), представительские автомобили для перевозки V1P, инкассационные броневики. О машинах последнего класса и пойдет речь.

    Теория и принципы бронирования

    Что такое броня и как ее получают? Первый вариант получения брони — сплавы прочных металлов. Известный пример — титановые сплавы, часто применяемые при производстве бронежилетов. Вариант достаточно дорогостоящий (особенно для производства БрАМ, где площадь бронирования гораздо больше, нежели у бронежилетов). Второй вариант — бронирование стальных листов. Раскаленный стальной лист опускают в закаливающий раствор, содержащий соединения кремния, марганца, никеля и некоторых других элементов. При нагревании межкристаллические пространства в структуре стали увеличиваются и лист сорбирует из раствора необходимые для увеличения твердости элементы. В последнее время стала применяться алюминиевая броня. Алюминий — очень вязкий металл и способствует уменьшению осколкообразования и заброневого воздействия.

    По способу бронирования броню можно разделить на два типа: гомогенную и гетерогенную.

    Гомогенная броня. Гомогенной называется однородная броня. При закаливании в емкость с раствором раскаленный бронелист погружают полностью. В результате лист получается одинаковым с обеих сторон
    Гетерогенная броня. Гетерогенной называется неоднородная броня. В закалочную ванну лист опускают только одной плоскостью, или раствор разбрызгивают по одной стороне листа. Таким образом, с помощью веществ закаливающего раствора, более прочной становится внешняя сторона бронелиста, в то время как внутренняя остается более мягкой. На автомобиль листы гетерогенной брони крепятся мягкой плоскостью внутрь. Если пулестойкость гомогенной брони принять за 100%, то этот показатель для внешней и внутренней сторон гетерогенной брони составит соответственно 125 и 75%.
    Заброневое воздействие. Твердость стального сердечника пули сравнима с твердостью брони. При прохождении сквозь броню (в том случае, если класс патрона выше класса защиты брони) сердечник сильно сокращается в диаметре. Через бронелист проходит лишь нечто вроде тонкой булавки. Возникшие при выходе из брони внутренние напряжения в сердечнике приводят к его моментальному разрушению — он разлетается на куски. Но этого мало. Сердечник бронебойных пуль делают тупым, чтобы он выбивал куски металла с внутренней стороны бронелиста. Такой эффект называется «выбиванием пробки». Диаметр выбиваемой пробки зависит от качества стали. Выбитые куски по размеру больше самой пули и летят они с очень большой скоростью. Вместе с осколками сердечника они и оказывают заброневое воздействие. У гетерогенной брони эффект заброневого воздействия проявляется слабее, чем у гомогенной. Сталь с внутренней стороны гетерогенной брони более мягкая и вязкая, осколков она дает в несколько раз меньше, чем гомогенный бронелист. Лист вывернется, но не расколется. Сердечник, конечно, влетит внутрь, но обжат он будет не так сильно, поскольку внутренняя часть листа мягче.
    Подбой. Облицовка внутренней части бронелиста, которая применяется для того, чтобы снизить заброневое воздействие. В момент прохождения через броню сердечник теряет часть своей энергии. Остановить его или заставить сменить направление движения становится проще. Это же касается и выбитых пулей осколков брони. В качестве подбоя может применяться любой вязкий негорючий материал. Возможная схема:
    3-мм слой поливинилхлорида или полиэтилена, 5-мм слой пенопласта и еще один 3-мм слой поливинилхлорида. Крепится такой сэндвич либо непосредственно к бронелисту, либо на некотором расстоянии от него. В качестве подбоя подходит и кевлар, но он чаще используется на военной бронетехнике.
    Надбой. Облицовка внешней части бронелиста для снижения скорости и энергии пули и изменения траектории (эффект «положить на бок»). В гражданских автомобилях практически не используется. Широко применяется на военной бронетехнике в качестве активной брони.
    Разнесенное бронирование. Если два листа брони толщиной по 5 мм расположить на расстоянии 10 мм друг от друга, то суммарная пулестойкость такого пакета окажется на 20% выше, чем у 10-мм бронелиста. Часто внутренний бронелист делается из алюминиевой брони — для уменьшения заброневого воздействия.
    Кевлар (или отечественный аналог — ткань СВН) — это высокопрочное арамидное волокно, обычно применяемое в виде ткани. Ткань укладывается в несколько (от 10 до 50) слоев, прессуется, простегивается, проклеивается. Кевлар обычно используют для подбоя и защиты дна автомобиля (кевларовые маты).
    Бронестекло. Автомобильное стекло — материал довольно прочный, но для того чтобы остановить пулю из автомата АК-74 монолитный стеклоблок должен иметь толщину 75 мм. Поэтому бронестекла обычно делают слоеными (т. н. стеклопакет): лист бронестекла, пластика, бронестекла, пластика...
    Это позволяет уменьшить толщину при сохранении прочности. 35-мм стеклопакет пуля из АК-74 уже не пробьет. Естественно, что стеклопакет менее прозрачен, чем простое стекло, к тому же могут возникать оптические искажения (эффект рыбьего глаза). По стандарту, стеклопакет должен выдерживать попадание трех пуль соответствующего класса по углам равностороннего треугольника со сторонами 120 мм. Более подробно классы защитного остекления разобраны в первой части одноименной темы.
    Классы защиты. Современный ГОСТ по классам защиты весьма неудобен. Например, от пули пистолета Макарова — 1-й класс защиты. Однако недавно был разработан новый высокоимпульсный патрон для этого пистолета — ПММ. Уменьшили массу пули и добавили пороховой заряд. Теперь такая пуля пробивает ГОСТовский 3-й класс. А барнаульский завод стал выпускать новые патроны 5,45х39 с вольфрамовым сердечником (т. н. «пули для поражения живой силы в броне-технике»). От него защищает только 6-й класс и т. д. Тем не менее приведем ГОСТ 350744-95 полностью.
    Класс «Специальный»:
    • Холодное оружие (кинжал, нож).
    Класс 1:
    • Пистолет Макарова ПМ (патрон 9х18 ПМ 57-Н-181С с пулей со стальным сердечником);
    • Револьвер типа «Наган» (патрон 7,62 мм 57-Н-122 с пулей со свинцовым сердечником).
    Класс 2:
    • Пистолет специальный малокалиберный ПСМ (патрон 5,45х18 НМПЦ с пулей со стальным сердечником);
    • Пистолет Токарева ТТ (патрон 7,62х25 57-Н-134С с пулей со стальным сердечником).
    Класс 2а:
    • Охотничье ружье 12 калибра (патрон охотничий 12/70
    со свинцовой пулей).
    Класс 3:
    • Автомат АК-74 (патрон 5,45х39 7Н6 с обыкновенной
    пулей со стальным сердечником);
    • Автомат АКМ (патрон 7,62х39 57-Н-231 с пулей со стальным сердечником).
    Класс 4:
    • Автомат АК-74 (патрон 5,45х39 7Н6 с обыкновенной пулей со стальным термоупрочненным сердечником (стальным ТУС));
    • Снайперская винтовка СВД (патрон 7,62x54R 57-H-323C с пулей со стальным сердечником).
    Класс 5:
    • Автомат АКМ (патрон 7,62х39 57-Н-231 с пулей со стальным ТУС).
    Класс 6:
    • Снайперская винтовка СВД (патрон 7,62x54R 7H1 с пулей со стальным ТУС).
    Отстрел проводится на расстоянии 10 м от дульного среза для пистолетных и ружейных патронов, на расстоянии 25 м от дульного среза для промежуточных и винтовочных патронов.
    Основные требования к БрАМ
    • Крепость шасси.
    • Мощный бампер и защита радиатора.
    • Пулезащитные шины (тяжелый безвоздушный цельно-литой вариант или шины, изнутри разделенные на отсеки).
    • Усиленные петли дверей.
    • Защита пола и потолка.
    • Защита крышки бензобака и бензобака вообще.
    • Возможность открывания всех дверей только с места водителя.
    • Бронеперегородка между кабиной и грузовым отсеком.
    • Большие зеркала заднего обзора.
    • Возможно, маскировка амбразурных отверстий.
    • Тактически достаточная вместимость (люди/груз).
    • Закрытый цикл вентиляции с возможностью противохимической защиты.
    • Наличие проблескового маяка с сиреной.

    Российские БрАМ


    ГАЗ-3934 «СИАМ»
    siam


    Тяжелая, неповоротливая (диаметр разворота — 19 м) переделка БТРа. Малый обзор с места водителя, небольшой грузовой отсек. Зато мощный класс защиты — 5-6. Грузоподъемность — 2т.







    ГАЗ-4301 «Витязь»

    gaz-4301 vitiaz


    Достаточно маневренный и надежный грузовой фургон для междугородной инкассации. Классы защиты: кабины — 4-5, кузова — 2-4. Пол бронируется по заказу. Грузоподъемность — 2т.






    ВАЗ-2121Б «Нива»

    NIva


    Надежный маневренный автомобиль. Класс защиты — 4, крыша — 2, пол не защищен. Вместимость 2 чел./220 кг или 3 чел./125 кг.











    «Ладога»

    ladoga



    Изначально инкассаторская машина. Класс защиты кабины — 3-4, кузов не защищен. Не самая надежная, зато довольно дешевая и комфортабельная.







    Бронеавтомобили на базе УАЗ

    uaz


    Наиболее популярная машина. Удобная, надежная, неприхотливая. В зависимости от марки бронирования класс защиты: кабины — 4-5, грузовой отсек — 2-4. Пол обычно не бронируется.





    Зарубежные БрАМ.


    Среди зарубежных бронеавтомобилей для инкассации можно отметить;
    Volkswagen Т 4 (бронирование — «H+S» — Германия) Фургон, внешне мало отличимый от небронированного. Достаточно надежный и маневренный. Класс защиты — 3, но грузовой и моторный отсеки и пол не бронированы. Стекло-пакет толщиной 33,5 мм не создает оптических искажений. Цена - DM 123500 (нерастаможенный). Грузоподъемность
    600 кг.
    Mercedes 410 D (бронирование — «H+S» и «Wendler» —
    Германия)
    Автомобиль бронировки «H+S» по-мерседесовски мощный, маневренный и комфортабельный. Класс защиты — 2-3, но двигательный, грузовой отсеки и пол не бронированы. Усилено шасси. Грузоподъемность 1600 кг. Цена — DM 135500 (нерастаможенный). Вендлеровский Мерседес несколько отличается от «H+S». Бронирован полностью. Кабина — 3 класс, а грузовой отсек — 1-2, Грузоподъемность 1700 кг. Для бронирования применены алюминиевые листы, что значительно снижает вес автомобиля и не заставляет усиливать шасси. При одинаковой со сталью механической мощности алюминий более легок и вязок, поэтому не дает осколков.
    Peugeot (405 GRD Break, J5, Boxer; бронирование — Labbe)
    Все машины достаточно легкие, маневренные и комфортабельные, но недостаточно защищенные — 1-2 класс. Достаточно плохое скрепление бронелистов между собой.
    Ford (E-350 Econoline, Bronco, F-350 Wild Boar: бронирование — Lenco — США)
    Достаточно мощные, надежные, комфортабельные и неприхотливые машины. Хорошо приспособлены для наших дорог. Класс защиты — 2-4. Грузоподъемность — до 1 т.
    Следует отметить, что иностранные автомобили на порядок комфортабельнее отечественных, зато наши машины более надежны, неприхотливы и дешевы. Это необходимо учитывать, тем более что срок службы бронеавтомобиля до первого капремонта (не учитывая ситуаций боевого использования) — около 1 года.
    Обязательная раскраска (по российским стандартам) автомобилей для инкассации: желтый цвет с продольными по бортам зелеными полосами.
  • Междугородная инкассация

    Основная схема: банк — банк.

    Основные угрозы.

    gazНападение на дороге. Распространенный вариант — попытка переворачивания бронеавтомобиля путем удара в бок большегрузной машиной и дальнейший штурм. Другой вариант — штурм остановившейся машины (ж/д переезд, АЭС, перекрывание дороги, ДТП, ложная милиция). От первой угрозы спасают правильный выбор автомобиля и грамотная организация сопровождения (рис. 9, 10). Противодействие второй угрозе будет подробно рассмотрено при разборе тактики автогрузоперевозок.
    Выбор автомобиля. В качестве основной машины целесообразно выбрать тяжелый бронеавтомобиль. Хорошо подойдут отечественные бронированные ГАЗ «Витязь» и КамАЗ. Если груз небольшой, возможно использование СИАМа. В качестве автомобиля сопровождения можно использовать практически любой «джип», необязательно бронированный. Для этих целей хорошо подходят Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero, отечественный УАЗ-469. Последний, хоть и менее комфортабельный, зато более надежный и всепогодный.
    Тактика.
    Погрузка-выгрузка подобны таким же элементам городской инкассации. На маршруте машина прикрытия идет обычно первой и перекрывает перекрестки с большегрузными автомобилями (опасность тарана), места, удобные для устройства засад и минирования, и т. д.

    Группа. Состав группы может варьироваться в зависимости от ситуации. Обычно группа основного автомобиля — три человека и водитель, машина прикрытия — два и водитель.
    Вооружение. Необходимы револьверы каждому члену группы и по 1-2 дробовика на машину.
    inkasaciya

    Пример общей инструкции экипажа инкассации

    Водитель обязан:
    • Поддерживать автомобиль в хорошем техническом состоянии;
    • Отвечать за техническое состояние автомобиля;
    • Вместе с другими сотрудниками группы производить зачистку автомобиля на наличие ВУ;
    • Совместно со старшим группы разрабатывать маршруты движения и переходы на маршрутах;
    • Давать рекомендации старшему группы о маршрутах движения и переходах на маршрутах;
    • Обеспечивать безопасность движения на маршруте;
    • Держать оружие в готовом к бою состоянии;
    • Во время стоянок отвечать за безопасность автомобиля;
    • Открывать-закрывать двери для доступа в машину инкассаторов;
    • Отслеживать ситуацию вокруг объекта совместно с первым номером во время стоянок;
    • При нападении на маршруте дать сигнал по радиосвязи на Базу и обеспечить движение автомобиля, а при невозможности этого принять участие в отражении нападения (огневом контакте);
    • При нападении на инкассаторов во время стоянки дать сигнал по радиосвязи на Базу и попытаться машиной отсечь нападающих от инкассаторов, при невозможности этого — помочь в отражении нападения (вступить в огневой контакт), а при погрузке вторым (или иным) номером груза немедленно уезжать на Базу;
    • При подъезде к Базе сообщить охране о подъезде;
    • Соблюдать ПДД и законодательные акты РФ.
    Водителю запрещается:
    • Выходить из автомобиля во время работы на маршруте;
    • Помогать номерам в погрузке-выгрузке;
    • Уезжать при нападении до погрузки груза в машину;
    • Открывать двери и окна посторонним лицам.

    Первый номер (Старший) экипажа обязан:
    • Руководить экипажем путем отдачи распоряжений;
    • Нести ответственность за действия подчиненных;
    • Во время движения сидеть на переднем правом сидении кабины и контролировать сектор «спереди-справа»;
    • Во время движения поддерживать связь с базой;
    • Принимать решение (совместно с водителем) о выборе маршрута движения и переходе на маршрутах;
    • Держать оружие в готовом к бою состоянии (патрон в патроннике, курок спущен, предохранитель отключен — для пистолета; предохранитель отключен, патронник пустой — для дробовика);
    • При подъезде к объекту (выходе с объекта) первым выходить из машины (двери объекта), предупреждать персонал объекта о прибытии и зачищать проход от машины к дверям объекта;
    • Давать команду по радиосвязи на выход второго и третьего номеров;
    • При проходе инкассаторов отслеживать обстановку в своем секторе;
    • При нападении со стороны своего сектора связать атакующих боем и дать возможность для эвакуации второго номера;
    • При нападении с сектора третьего номера в бой не вступать, а прикрыть собой второго номера и обеспечить его эвакуацию до машины;
    • В случае невозможности второго номера к самостоятельному передвижению (ступор, ранение, смерть) обеспечить доставку груза до машины;
    • При нападении во время движения сообщить по радиосвязи на Базу и оказать необходимое противодействие (вести огневой контакт);
    • При подъезде к Базе предупредить охранников о прибытии и дать команду на встречу.

    Первый номер не имеет права:

    • Участвовать в переноске груза;
    • Отвлекаться от выполнения своих прямых обязанностей;
    • Покидать при нападении место происшествия до доставки груза до машины;
    • При атаке с другого сектора вступать в огневой контакт;
    • Во время движения открывать окна.

    Второй номер экипажа обязан:
    • Находиться в машине сзади-слева в грузовом отсеке;
    • Во время движения контролировать сектор «сзади-слева»;
    • Держать оружие в полностью готовом состоянии;
    • Во время остановок выходить из машины (из дверей объекта) последним после зачистки территории первым и третьим номерами;
    • Переносить груз;
    • При нападении должен, не вступая в противодействие с атакующими, доставить груз до машины;
    • При непосредственном нападении на сверхблизкой дистанции при отсутствии прикрытия со стороны первого или третьего номеров нейтрализовать нападение и обеспечить доставку груза до машины;
    • При нападении на машину во время движения со своего сектора принять меры для отражения нападения (вести огневой контакт);
    • При нападении на машину со стороны других секторов контролировать свой сектор;
    • Применять оружие и спецсредства в соответствии с законодательством РФ.

    Второй номер не имеет права:
    • При нападении при переноске груза вступать в противодействие атакующим;
    • Отвлекаться от выполнения своих обязанностей;
    • Открывать окна во время движения;
    • При нападении на маршруте не со своего сектора принимать участие в отражении нападения (если в этом нет явной необходимости).

    Третий номер экипажа обязан:
    • За 30-40 минут до выхода первого и второго номеров произвести зачистку автомобиля на предмет наличия ВУ (совместно с водителем);
    • Во время движения находиться на правом сидении в грузовом отсеке;
    • Отслеживать ситуацию в секторе «сзади-справа»;
    • Держать оружие в полностью готовом к применению виде;
    • Выходить из машины (двери объекта) при получении сигнала от первого номера;
    • Находиться в близком контакте со вторым номером;
    • При нападении со своего сектора связать нападающих
    боем и дать возможность второму (или первому) номеру доставить груз до автомобиля;
    • При нападении со стороны сектора первого номера прикрыть. собой второго номера и обеспечить доставку им груза до машины;
    • При невозможности второго номера самостоятельно передвигаться (ступор, ранение, смерть) обеспечить доставку груза до автомобиля;
    • При нападении на автомобиль во время движения в своем секторе принять меры к отражению нападения (вести огневой контакт);
    • При нападении во время движения со стороны другого сектора не участвовать в отражении нападения (огневом контакте), кроме случаев явной тактической необходимости;
    • При разгрузке машины на Базе помогать второму номеру в переноске груза.

    Третий номер не имеет права:
    • Отвлекаться от выполнения своих прямых обязанностей;
    • Покидать при нападении место происшествия до доставки груза до машины;
    • При атаке с другого сектора вступать в огневой контакт;
    • Во время движения открывать окна.

 

  • Городская инкассация

    inkasatorИнкассацией называется перевозка денег и других особо ценных грузов.
    Городская инкассация обычно имеет схему касса — банк. Рассмотрим инкассацию автомобильным транспортом. Варианты перевозки денег и ценностей ж/д или авиатранспортом будут рассмотрены ниже.
    Основные угрозы.
    В случаях городской инкассации наиболее вероятны нападения при загрузке и выгрузке машины, так как при этом и охранники и деньги (или ценности) находятся снаружи, а не под прикрытием брони. Вести огонь из мощного оружия по бронеавтомобилю и штурмовать его днем в городе мало кто рискнет, а стрелять по нему из гранатомета нерационально, так как обгоревшие банкноты придется собирать в радиусе километра. Поэтому варианты нападения при погрузке-выгрузке наиболее вероятны, хотя не стоит пренебрегать и возможностью нападения на маршруте.

    Автомобиль.
    Для одиночных поездок подходят российские бронеавтомобили (БрАМ) «Нива» и «Ладога», но стоит

    учесть их довольно небольшую грузоподъемность и неудобство работы в двойках и тем более в тройках. Для сбора денег с нескольких точек лучший выбор — бронированный микроавтобус «УАЗ». Подробнее о БрАМ и бронировании см. тему 2.3.2.
    Группа. Обычно используется схема работы «водитель+2» (В+2). Это и минимум и норма. Также используется схема «водитель+3» (В+3). Водитель отвечает только за автомобиль и обеспечение дорожной безопасности перевозок.

    Тактика.

    Схема «В+2».


    Первый номер является старшим группы. В его задачи входит анализ обстановки, принятие командных решений во время поездки. Также в его задачи входит прикрытие второго номера и противодействие при нападении. Задача второго номера — пронос мешка до машины или дверей банка. Как бы ни был велик груз, первый номер участвовать в его переноске не должен! Задачи водителя: контроль над состоянием автомобиля, своевременное открывание дверей, отслеживание своего сектора, маневрирование при нападении с целью перекрывания директрисы.

    Маршрут касса — машина.

    Первый номер контролирует обстановку на улице и в случае нормы дает сигнал на выход. Его задача: организовать коридор выход — машина. Из дверей выходят вдвоем (второй и третий). При схеме работы «В+3», первый номер выходит первым, зачищает дорогу и останавливается на полпути к машине. Рука на оружии, но оружие не вынимается. Второй номер под прикрытием первого быстро проходит к машине. Руки плотно фиксируют мешок (мешки). После посадки второго и третьего номеров садится в машину и первый. В случае нападения нужно помнить, что единственная задача инкассаторов в этом случае — доставить груз до машины, после этого машина, не дожидаясь охранников или первого номера, уходит. В случае нападения второй номер должен, не отвлекаясь ни на что, доставить груз до автомобиля, первый или третий номера отражают нападение строго со своего сектора. Если нападение со стороны первого номера, значит, его отражением занимается только он. Второй номер под плотным прикрытием третьего двигается к машине. В случае невозможности второго номера доставить груз (потеря сознания, смерть) этим занимается третий или первый. Водитель не покидает машины ни при каких обстоятельствах. Естественно, что вариант «В+3» более надежный, но и более дорогой. Обязательна устойчивая радиосвязь между номерами и водителем, необходима гарнитура.

    Маршрут машина — банк.

    За 3—5 минут до прибытия машина оповещает об этом СБ банка. Два охранника зачищают территорию и встречают машину. Их обязанности — прикрытие инкассаторов. Машина подъезжает к дверям банка максимально близко. В переноске может участвовать и третий номер (при учете контроля над ситуацией охранниками банка).
    Меры безопасности на маршруте. Исключаются открывание окон и использование открытой вентиляции. Выбирается маршрут с наименьшей вероятностью попадания в «пробку». В случае попадания в нее следует включить проблесковый маяк и сирену и постараться ее миновать, а если это невозможно, то объехать «пробку» по тротуару или близлежащим улицам. При встрече на дороге места ДТП, травмированных людей и т. д. машина ни в коем случае не останавливается, а по приезде на место (либо при проезде стационарного поста) оповещаются органы ГИБДД. Обязанности группы при движении: первый номер — передний сектор, второй номер — левый и задний сектора, третий номер — правый сектор.
    Экипировка и вооружение группы.
    Одежда должна привлекать внимание и быть достаточно грозной: камуфляж, бронежилет, шлем. Защита уровня второго класса. Амуниция открытого ношения открытого или полускрытого типа.
    Необходимое вооружение.
    Первый номер — пистолет, газовый баллончик (полезен при прикрывании отхода второго номера), возможно — дробовик (в машине). Второй номер — вооружение для близкого боеконтакта — револьвер. Третий номер — пистолет, электрошокер, газовый баллончик. Водитель — револьвер. В машине обязателен хотя бы один дробовик. Желательно, самозарядный 12-20-го калибра. Наиболее часто используемый вариант — отечественная «Сайга». Естественно, следует быть чрезвычайно осторожными при применении оружия на оживленной улице, потому что при случайном ранении мирного прохожего избежать уголовной ответственности будет тяжело. Возможно оснащение автомобиля подвесным баллоном с газом (CS, CN). Такие баллоны подвешиваются под днище, и выпуск газа инициируется с места водителя. Очень эффективно для прикрытия отхода. Подобные системы рекламировались в 1993—1995 гг., но в последнее время о них не слышно. При выборе оружия при стрельбе из БрАМ следует отдать предпочтение револьверам, еще лучше — с полускрытым курком.
  • ТАКТИКА ОХРАНЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

    railwayЖелезнодорожным (ж/д) транспортом перевозят два типа грузов. Первый — достаточно большое количество, когда груз везут в специальном багажном вагоне. Такие грузы не охраняются, поскольку за них отвечает ж/д, а охраннику в багажном вагоне ехать не разрешается. Другой вариант — один-два чемодана, коробки и т. д. с особо ценным грузом. Перевозка такого груза автотранспортом более рискованная, а в самолет охрана с оружием не допускается.
    Группа.
    Обычно группа для подобных перевозок — 2 человека. Больше — нет надобности, меньше — недостаточно.

    Тактика.
    kupe
    Закупается все купе (4 места) в купейном вагоне (рис. 11). Группу до поезда обязательно сопровождают два охранника. Один предварительно проводит зачистку купе на предмет возможного наличия взрывных устройств (ВУ). После этого отъезжающая группа занимает места. Во время переноса груз по возможности пристегивают наручниками к руке охранника. Дверь сразу блокируется (вариант — изделием БР (наручники) захватываются ручка двери и ручка на стенке купе). Также используется блокиратор в верхнем углу двери купе, который дополнительно фиксируется деревянным бруском или просто спичечным коробком. Проводника заранее предупреждают о том, чтобы не стучался в дверь купе. Под коврик в коридоре около купе на ночь целесообразно положить газетный лист или целлофановый пакет. Такая хитрость позволит фиксировать все проходы мимо и остановки около вашего купе ночью. Выход из купе разрешается только в туалет, междустанциями (но лучше исключить и это). Спать запрещается. Окно зашторивают. Груз помещают под нижнюю полку или на левую верхнюю (стороны даны из положения лицом к окну). Не следует помещать груз на верхнюю багажную полку, ввиду возможности похищения из коридора. Основное внимание — перед остановками поезда и во время их, когда нападение наиболее вероятно. В это время второй номер занимает правую верхнюю полку лицом к дверям (в случае открывания двери — стрельба над головой напарника, закрывание двери). Первый номер занимает левую нижнюю полку. Его задача — в случае настойчивых требований открыть дверь (обязательно сидя на полке и не перекрывая директрису второму номеру). Во время движения поезда размещение группы произвольное. В случае настойчивых попыток открыть дверь купе можно работать по двум вариантам. Первый (если действия сопровождаются вербальными угрозами): присоединить к рукоятке двери электрошокер, после этого открыть дверь купе и разобраться по обстановке. Второй вариант: первый номер, сидя на левом нижнем месте, открывает дверь, а второй, лежа на правом верхнем, оценивает обстановку и по необходимости применяет оружие. По прибытии на место назначения группу должны встретить. Два человека сопровождения стучат условным стуком (в допол
    нение к этому возможна кодовая фраза — пароль). Группа открывает дверь купе, подстраховка стандартная, после чего группа с грузом в сопровождении охраны идет к машине. В случае сопровождения грузов «туда-обратно» перед обратной дорогой по возможности нужно выспаться. В случае варианта «туда» не следует расслабляться перед обратной дорогой. В 1995 году охранники одного из пермских банков перед обратным маршрутом «гульнули» в привокзальном ресторане. Наутро пришедшие в себя охранники не обнаружили денег, документов и служебного оружия.
    Вооружение:
    • первый номер: пистолет, электрошоковое устройство, газовый баллончик, изделие БР;
    • второй номер: пистолет, дробовик (полуавтомат 16-20 калибра); газовый баллончик.
    Одежда группы — чем страшнее, тем лучше: камуфляжи, разгрузочные или бронежилеты, амуниция открытого ношения.
    Иногда применяется «тайный» перевоз груза. Если информация о грузе строго засекречена и исключена утечка информации, то груз в потрепанном чемодане можно везти, в плацкартном вагоне и т. д. Максимально «незаметный вариант».