10.3. Методические приемы обучения

Очень часто во время упражнений без патрона обучаемые не делают ошибок. Спуск курка производится плавно, не вызывая отклонений оружия от прицельного положения. Но совершенно иначе начинается обработка спуска стрелками с малым практическим опытом, лишь стоит приступить к стрельбе с патроном. Все, что было освоено ранее, забывается, а возникают лишь желание попасть "поточнее" в мишень и страх перед предстоящим грохотом выстрела и отдачей. Ошибки, приводящие в этом случае к плохим результатам, были подробно рассмотрены в разделе "3.5. Спуск курка". Промахи у начинающих и отрывы у стрелков с достаточным опытом - распространенное явление. Разница лишь в том, что последние отмечают плохой выстрел и стремятся не допустить повторения ошибок, а начинающие, наоборот, не замечают ошибок и уверены, что они делают все правильно, пеняя на плохой не пристреленный пистолет, и причины ищут не в своих неправильных действиях.

Для наглядного показа стрелку своих ошибок существует несколько приемов, общей задачей которых является "обман" обучаемого при стрельбе с патроном и наоборот. Когда обучаемый уверен, что сейчас будет выстрел (а преподаватель выполнил действия, при котором выстрел невозможен), то его работа будет как при реальной стрельбе с патроном. В этом случае проявятся все ошибки, а обучаемый должен наглядно уяснить причины плохой стрельбы. Необходимо, чтобы сам стрелок определил причину ошибки, величину отклонения мушки при ударе курка и предположил вероятное попадание пули в мишень. Когда же стрелок не знает, что сейчас будет выстрел, то, выполняя действия как бы вхолостую, он получает отличный результат неожиданного выстрела.

Наиболее известный способ "обмана" - это подмешивание учебных патронов в магазин пистолета. Преподаватель снаряжает магазин, незаметно вкладывая учебный патрон, и ставит стрелку задачу на ведение прицельного огня. При спуске курка с учебным патроном будет хорошо заметное отклонение оружия. Полезно, чтобы за этими действиями наблюдали и остальные участники занятия, которые воочию увидят отклонение оружия и извлекут из этого для себя урок

Другой способ "обмана" основан на использовании особенностей взаимодействия частей ударно-спускового механизма с предохранителем (рис.32.).