ОРГАНИЗАЦИЯ Информационно-Аналитической Работы НА ПРЕДПРИЯТИИ, СБ

В настоящее время существует два взгляда на организацию ИАР на предприятии.
Первый вариант — ведение ИАР собственно предприятием. Аналитическая группа является структурным подразде
лением предприятия, имеет прямой выход на директора и связи с остальными структурными подразделениями, в т. ч. службой безопасности.
Такой вариант работы характерен для крупных корпораций, занимающихся производством и реализацией продукции. Это связано с тем, что большинство рисков связано с коммерческой деятельностью конкурентов и изменением состояния рынка.
В этом случае аналитическую работу ведут грамотные специалисты: экономисты, маркетологи, финансисты и пр. Служба безопасности лишь сообщает о возможных угрозах со стороны криминальных структур.
Подобная организация ИАР применена в корпорациях Samsung, Sony и пр.
Второй вариант — замыкание ИАР на службе безопасности предприятия. В этом случае аналитическая группа структурно входит в СБ и подчиняется непосредственно начальнику СБ, который имеет прямой выход на директора.
Такой вариант характерен для кредитно-финансовых учреждений, торговых и посреднических предприятий регионального и межрегионального уровня, когда основной массив угроз предприятию связан с неправомерными действиями конкурентов, существует большая угроза интересов со стороны криминальных структур.
Аналитическую работу ведут опытные специалисты в области негосударственной безопасности, обязательно досконально владеющие знаниями по сфере деятельности предприятия.
Подобная организация ИАР применяется практически во всех банках, страховых компаниях.
Кроме специалистов сферы деятельности для проведения аналитических экспертиз часто привлекаются (или состоят в штате аналитической группы) узкие специалисты: психологи, инженеры и технологи, криминологи и пр.
При любой организации работы стоит учитывать, что ИАР для предприятия должна вестись одной (!) структурой. Параллельная аналитическая деятельность СБ и предприятия практически недопустима. Это связано с тем, что информационное поле обычно бывает довольно ограниченным, и работа нескольких структурных подразделений по одному направлению может быть легко выявлена, рассчитана и пресечена.
Достаточно распространенный вариант организации информационно-аналитической работы — аналитическая группа на правах самостоятельного структурного подразделения предприятия, подчиняющаяся параллельно директору предприятия и начальнику СБ. Название группы легендируется: группа изучения рынка, отдел маркетинга, информационно-справочная служба и пр.