ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА.

Прежде чем перейти к освещению вопросов, непосредственно относящихся к правовому регулированию частной охранной деятельности, необходимо рассмотреть ряд общих положений, понятий правовых категорий. Это позволит подойти к основному усвоению излагаемого материала, правильно оперировать правовыми понятиями, повысить уровень правосознания охранников.
К числу фундаментальных правовых понятий относится, прежде всего, понятие права.
В юридической науке право определяют как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Приведенное определение права позволяет выделить в нем следующие характерные признаки.
Во-первых, правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят и устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиции).
Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях (при их неисполнении добровольно) принудительной силой государственного аппарата. В этих целя к нарушителям могут применятся меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Если же нарушаются требования не правовых социальных норм, то к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, граждан.
В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории данного государства, Не правовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.
В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан и государства. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп и объединений граждан.
Таким образом, в силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая организованность и порядок в обществе.

 

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА.

В практической жизни право реализуется путем:
• -осуществления прав, то есть реализацией возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права (например, право охранника задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти материальные ценности с охраняемого объекта, применять специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законом);
• -исполнения обязанностей, то есть совершения активных действий, которые представляются участникам общественных отношений нормами права (например, обязанность охранника иметь лицензию, соблюдать условия контракта, сообщать в правоохранительные органы о готовящихся или совершенных преступлениях);
• -соблюдения обязанностей, то есть воздержания от совершения действий, которые наносят вред обществу, государству, личности (например, охраннику запрещается выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов, оказывать услуги, не предусмотренные законом);
• -применения норм права, то есть осуществления государственными органами деятельности по реализации правовых норм в конкретных случаях и определения лиц. К числу таких государственных органов относятся суд, прокуратура, милиции.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ.

Одной из высших форм выражения права является закон.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
• -все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им;
• -они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
• -законы никто не вправе отменить, кроме органа, издавшего их.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
Подзаконный нормативный акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди них принадлежит Указам Президента (например, Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 года “О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия"), постановлениям Правительства
(см. например, постановление Правительства №587 от 14 августа 1992 года "Вопросы частной детективной и охранной деятельности").
Министры издают приказы и инструкции. Так, например, министр внутренних дел издал приказ № 478 от 2 ноября 1992 г. "О мерах по реализации отдельных положений закона Российской Федерации "Об оружии" и Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности”. Местные органы принимают решения и распоряжения.
Подзаконные акты регулируют внутриведомственные отношения.

 

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность (дисциплинарная, административная, уголовная).


Признаки правонарушения:
1.Правонарушение является действием или бездействием.
2.Противоправность - запрещенность деяния нормой права. Здесь возможны два варианта:
а) устанавливается запрет совершения определенного действия;
б) закрепляется обязанность совершения определенного действия.
В первом случае противоправность действия возникает из-за нарушения запрещающей нормы, а во втором - из-за невыполнения юридической обязанности.
Виновность - совершение правонарушения умышленно или по неосторожности.
Правонарушением является такое деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Не является правонарушением деяние, которое содержит все перечисленные признаки, но не причиняет существенного вреда обществу.

 

ОТРАСЛИ ПРАВА.



Отрасль права - это относительно самостоятельна часть права, состоящая из норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
К числу основных отраслей права относятся:
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ведущая отрасль права. Нормы конституционного права закрепляют основы государственного и общественного строя, права человека и гражданина, определяют систему органов государства и их основные полномочия.
Нормы этой отрасли права в основном закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Оно регулирует деятельность органов исполнительной власти, как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов Управления с гражданами.
Нормы административного права сконцентрированы в Кодексе об административных правонарушениях.
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - это отрасль права, которая регулирует имущественные и неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях. Гражданским правом охраняются и такие неимущественные права, как честь и достоинство граждан или организаций.
Нормы гражданского права изложены в Гражданском кодексе.
4. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.
5. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности.
6. ТРУДОВОЕ ПРАВО включает в себя нормы, которые регулируют трудовые отношения (заключение трудовых договоров (контрактов); время труда и отдыха; возмещение материального ущерба и др.).
Нормы, регулирующие правоотношения в этой сфере, сосредоточены в Кодексе законов о труде.
7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО представляет собой отрасль права, нормы которой устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным, и какое наказание предусмотрено за его совершение.
Нормы уголовного права нашли свое закрепление в уголовном кодексе Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 1997 года.
8.УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО определяет основания и порядок производства по уголовным делам.
Нормы этой отрасли права содержатся в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
9.ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - представляет собой отрасль права, нормы которой регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.
Система норм этой отрасли права нашла закрепление в гражданском процессуальном кодексе.
10.МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - это система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Общепризнанные нормы международного права по вопросам прав и свобод граждан обладают приоритетом над внутригосударственным правом.
Международные правовые нормы закреплены в международных договорах, соглашениях, конвенциях.
Приведенный перечень отраслей права не является исчерпывающим. По мере возникновения новых отношений, требующих правового регулирования, могут появиться новые отрасли права.

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВА В ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Частная охранная деятельность - деятельность, основанная на праве, регулируемая правом, В ходе ее происходит непосредственная реализация ряда отраслей права (уголовного, административного, гражданского, трудового и др.)
Право в частной охранной деятельности выполняет, во-первых, регулятивную (регулирующую) функцию. Оно нормативно закрепляет общественные отношения, складывающиеся между государством и охранным предприятием, охранником и гражданином. Правовые нормы придаю обязательную юридическую форму этим отношениям (например, необходимость получения лицензии, заключение контрактов и т.п.) нормах права закрепляются порядок образования частных охранных предприятий, их компетенция права и обязанности охранников, устанавливаются рамки их правомерного поведения.
Во-вторых, право в частной охранной деятельности выполняет охранительную функцию. Суть этой функции права заключается, прежде всего, в определении запретов на совершение противоправных деяний (например, охранникам запрещается оказывать услуги, прямо не предусмотренные законом; использовать методы сыска и др.)
Далее нормы права устанавливают юридические санкции к лицам, совершившим в процессе осуществления частной охранной деятельности правонарушения (например, лишить лицензии, привлечь к ответственности по ст. 203 Уголовного кодекса за превышение полномочий руководителем предприятия или охранником).
Следовательно, в частной охранной деятельности право по существу выполняет те же функции, что и в обществе в целом. В то же время, воздействие права на общественные отношения, складывающиеся в частной охранной деятельности, имеют ряд особенностей. Эти особенности обусловлены спецификой данного вида деятельности, своеобразием целей и задач, решаемых в ходе ее осуществления.
ВО-ПЕРВЫХ, правовые нормы в ряде случаев предъявляют повышенные требования к поведению частных охранников. Так, например, необходимая оборона- это право любого гражданина, в том числе, и охранника. Обычный гражданин может использовать это право или отказаться от него (скрываться, спастись бегством). Охранник поступить таким образом не вправе, поскольку для него необходимая оборона не только право, но и служебная обязанность. Поэтому он обязан охранять имущество, клиента и не вправе уклониться от выполнения этой обязанности, например, спастись бегством.
В отличие от обычных граждан, охранники обязаны сообщать о готовящихся или совершенных преступлениях.
ВО-ВТОРЫХ, нормы права, в отличие от целого ряда других видов человеческой деятельности, более детально и подробно регламентирует различные стороны частной охранной деятельности (детально расписан порядок создания частного охранного предприятия, определены права и обязанности охранников, требования к руководителю и охранникам и др.)
В-ТРЕТЬИХ, право устанавливает в ряде случаев повышенную ответственность охранников за нарушение установленного порядка в охранной деятельности. Так, только руководители охранных предприятий и охранники несут уголовную ответственность за превышение полномочий (ст. 203 УК РФ); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст.225 УКРФ).
Изложенное наглядно свидетельствует о роли и значении права в частной охранной деятельности. Однако право само по себе есть абстракция. Оно "оживает" лишь в процессе реализации его конкретными лицами, а для этого необходимо знание ими конкретных норм, регламентирующих тот или иной вид человеческой деятельности. Это в полной мере относится и к частным охранникам. Знание ими правовых норм, регламентирующих сферу частной охранной деятельности, позволить им действовать правомерно, не ущемлять прав и законных интересов граждан и тем самым успешно решать стоящие перед ними задачи.

 

ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ. НАКАЗАНИЕ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ.



В процессе осуществления частной охранной деятельности возникают ситуации, когда охраннику требуется дать правовую оценку действиям лиц, посягающим на охраняемую собственность, жизнь и здоровье клиента, и, прежде всего, определить, являются ли они преступными, либо относятся к административному проступку. От того, насколько правильно они решат этот вопрос, зависит правомерность их дальнейших действий по защите охраняемых интересов. Так, например, только при общественно опасном поведении посягающего, у охранника появляется право на необходимую оборону, задержание лицо совершившего преступление.
В этой связи для охранника является немаловажным уяснение понятия преступления и тесно связанных с ним правовых категорий.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ как социальное явление представляет собой действие или бездействие, нарушающее систему общественных отношений, в сохранении которых заинтересовано государство. Деяние становится преступным не само по себе, а лишь в результате признания его таковым государством, нормой уголовного закона.
Понятие преступления является одной из основных категорий уголовного права. С помощью его государство очерчивает круг деяний, которые признаются преступными и влекут применение мер уголовного наказания.
Понятие преступления дается в ст.14 Уголовного кодекса, согласно которой "преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству".
В приведенном определении законодатель выделяет ряд обязательных признаков, которые характеризуют какое-либо деяние как преступление. Такими признаками являются:
-ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДЕЯНИЯ;
-ПРОТИВОПРАВНОСТЬ ДЕЯНИЯ;
-ВИНОВНОСТЬ И НАКАЗУЕМОСТЬ ДЕЯНИЯ.
Только при наличии всех указанных признаков деяние может быть признано преступлением.
Суть признаков:
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДЕЯНИЯ - это его вредность для интересов общества, личности, государства.
Общественная опасность преступления, и особенно степень общественной опасности зависит от факторов объективного и субъективного порядка, характеризующих совершенное деяние: наступление вредных последствий их характера и размера, распространенности деяний в обществе, места, времени, обстановки и способа совершения действия, личности преступника, мотива, цели.
Свое окончательное выражение степень общественной опасности преступления находит в санкции.
Под словом ДЕЯНИЕ закон понимает как действие, так и бездействие. Действие - это активное поведение. Например, причинение охранником тяжкого вреда здоровью посягающему при превышении пределов необходимой обороны. Бездействие характеризуется пассивным поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанностей действовать.
ПРОТИВОПРАВНОСТЬ ДЕЯНИЯ выражается в том, что то или иное опасное деяние признается преступлением только в том случае, если оно прямо предусмотрено уголовным законом.
Признание деяния противоправным представляет собой официальное утверждение со стороны государства за этим деянием свойства общественной опасности.
ВИНОВНОСТЬ как необходимый признак в определении понятия преступления предполагает сознательное поведение, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Нет вины, то нет и преступления.
Необходимую предпосылку вины представляет вменяемость. Невменяемость делает бессмысленным уголовную ответственность и наказание.
О виновности деяния свидетельствует и возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность (16 лет, а по наиболее опасным преступлениям - 14 лет).
Последний признак преступления - его НАКАЗУЕМОСТЬ. В Особенной части Уголовного Кодекса каждая статья предусматривает определенное наказание за совершение того или иного преступления. Однако это не означает, что установленное в санкциях статей наказание обязательно должно применяться во всех без исключения случаях. Уголовный закон предусматривает и случаи освобождения от наказания (например, при совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности).
Часть 2 ст. 14 Уголовного кодекса представляет собой норму-исключение, то есть устанавливает правило, когда деяние хотя внешне, формально и содержит признаки какого-либо преступления, однако таковым не является, поскольку в силу малозначительности не представляет общественной опасности (например, мелкое хищение имущества).
Малозначительное деяние может образовать состав иного правонарушения (например, административного или дисциплинарного) и поэтому к лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного или дисциплинарного воздействия.
Положение, закрепленное в ч. 2 ст.14 Уголовного кодекса дает также основание для разграничения преступлений от иных правонарушений и, прежде всего, от административных проступков.
ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОСТУПКОВ ВЫСТУПАЕТ СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ. Одни и те же действия, (например, нарушение общественного порядка, Правил дорожного движения и др.) преследуются в уголовном и административном порядке. Для их разграничения законодатель использует следующие признаки:
-НАЛИЧИЕ ТЯЖКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ;
-РАЗМЕР МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЕМ;
- ПОВТОРНОСТЬ ИЛИ НЕОДНОКРАТНОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШ
ЕНИЯ.

ВИДЫ (КАТЕГОРИИ) ПРЕСТУПЛЕНИЙ.


Уголовный закон (ст.15), в зависимости от характера и степени общественной опасности, различает преступления на следующие виды (категории):
-небольшой тяжести;
-преступления средней тяжести;
-тяжкие преступления;
-особо тяжкие преступления.
Преступления небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.
Преступления средней тяжести признаются преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими признаются преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше десяти лет или более строгое наказание.

 

СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

При определения понятия преступления в УК РФ, законодатель имеет в виду оконченное, то есть завершенное преступление. Однако на практике преступнику нередко по независящим от него причинам не удается завершить преступление. Например, преступник приобрел оружие для убийства, но до его совершения был задержан органами милиции, или же произвел выстрел, но промахнулся и потерпевший остался невредим. Поэтому уголовное право предусматривает стадии совершения преступления -определенные этапы развития преступления, которые отличаются друг от друга развитием осуществления объективной стороны преступления и степенью реализации умысла преступления.
Стадии (этапы развития преступления) имеют значение не только для решения вопроса об уголовной ответственности и наказании, но и для охранной деятельности - от этого зависит правомерность действий охранника в условиях крайней необходимости, необходимой обороны и задержания преступника (ПРЕСЕКАТЬ можно продолжаемое и неоконченное преступление; задерживать можно лишь лицо, совершившее преступление). От стадии совершения преступления зависит и правомерность причинения вреда посягавшему, чем ближе та или иная стадия к окончанию преступления, тем опаснее совершенное лицом деяние, а, следовательно, и тем больший вред может быть причинен посягавшему при защите от нападения.
В Уголовном кодексе (ст.29) выделяются три стадии совершения преступления:
-1.Приготовление к преступлению;
-2.Покушение на преступление;
-3.Окончание преступления;

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ признается приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (например, на этапе вовлечения охранника в преступную группу, об этом стало известно правоохранительным органам).
ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ признается умышленное действие лица, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельства (например, охранник пресек хищение, упредил выстрел преступника, посягавшего на охраняемое лицо).
ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРИЗНАЕТСЯ ОКОНЧЕННЫМ, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренных уголовным кодексом. Например, преступник напал на охранника способом опасным для жизни с целью завладения имуществом -налицо оконченный разбой.