ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Информацией называются любые сведения, полученные при изучении данного вопроса и помогающие дать более полное иобоснованное заключение.Полезной оказывается любая информация: непроверенная или непроверяемая, изначально неправдивая, неполная и пр. Только получение максимально возможной в данных условиях информации позволяет сделать грамотный и обоснованный аналитический вывод.Кроме того, эта же информация используется для проверки надежности источников информации, определения каналов дезинформации и т. д.

В зависимости от назначения информацию классифицируют на стратегическую-тактическую и сигнальную-тактическую-доказательную.

Стратегическая информация — это информация, дающая основания принимать решения о привлечении к сотрудничеству, источниках утечки конфиденциальной информации, направленности объекта интереса, формах зависимости и подконтрольности; выносить суждения, прогнозы в сфере коммерческих, политических и иных интересов. Стратегическая информация позволяет делать долгосрочные прогнозы, и этоосновная ее задача.

Тактическая информация — это оперативное установление фактов недружественных действий, источников утечки информации внутри организации, добросовестности потенциальных партнеров и т. д. Тактическая информация действительна в течение небольшого промежутка времени и позволяет скорректировать деятельность предприятия (СВ) путем выдачи краткосрочных прогнозов или прогнозов на данную операцию (получение кредита, заключение конкретного контракта).

Сигнальная (предупреждающая) информация — это информация, которая достоверно указывает на события, которые должны произойти; сигнализатор угрозы, позволяющий достоверно определить ее и принять соответствующие контрмеры.

Тактическая информация носит характер, указанный выше. Действительна непродолжительный промежуток времени и требует немедленного реагирования на ситуацию.

Доказательная информация — это информация, позволяющая с большой долей вероятности доказать связи между событиями, объектами и пр. Используется для создания таблицы связей объекта, а также при аналитическом расследовании фактов утечки информации и т. д.Источники получения информации можно разделить на три категории: открытые, детективные, закрытые.Открытыми источниками называются любые источники информации, ознакомление с которыми свободно для всех категорий граждан. К таковым относятся: газеты, журналы, теле- и радиопередачи и прочие средства массовой информации, рекламные проспекты и материалы, предназначенная для открытой торговли продукция, открыто утилизированные отходы, информация, полученная на выставках и презентациях.Средства массовой информации (СМИ) предоставляют огромный массив информации по различным направлениям деятельности. Задача аналитика состоит в вычленении интересующей информации. При этом необходимо отметить, что достаточно .надежной может считаться только информация, касающаяся основного факта сообщения, репортажа и пр. Все подробности априори должны признаваться недостоверными или требующими специальной проверки. Только после достоверного подтверждения они могут считаться принятыми к рассмотрению. Это связано с особенностями журналистской работы: реальной фактуре необходимо предать черты, характерные для издания или позволяющие заинтересовать читателя. Поэтому все подробности в большинстве случаев являются надуманными. При регулярном получении информации из одного источника изначально определяется категория надежности издания и журналиста. На основе такой информации возможно повышение класса надежности сопутствующей информации. Из СМИ можно получить информацию тактического, сигнального и доказательного плана. Интересен случай, когда аналитикам одного американского университета только при помощи открытых источников информации удалось установить точный состав, дислокацию и тактическое командование вооруженных сил США. Точность прогноза — 95%. Данный аналитический продукт сразу получил гриф секретности. С учеными была проведена соответствующая работа, но никакого нарушения законодательства установлено не было.Продукция и отходы производства, открытые для доступа, также представляют достаточный интерес для аналитических служб конкурентов. Подобные образцы позволяют определить технологическую базу, уровень подготовки и отношения к труду персонала, резервы оборудования, изменения технологической базы. Данные сведения оцениваются опытными инженерами-технологами и служат важнейшим источником стратегической информации. Вариант данного метода — анализ мусора предприятия. На большинстве фирм в мусорные' корзины выбрасываются испорченные документы, черновики и т. д. При уборке в конце дня весь мусор сваливается в мешок и выбрасывается на ближайшую свалку. Перехватить его не представляет никакой сложности, а человеку небрезгливому (аналитики из таковых) дается в руки возможность получить огромный массив информации о деятельности фирмы, в том числе и закрытой.Выставки и презентации представляют редкую возможность оценить деятельность предприятия-конкурента. Основные каналы получения информации на выставках: представленная продукция, рекламные проспекты и прайс-листы, пресс-релизы, беседы с сотрудниками фирмы, доклады руководства. Грамотная информационная служба тщательно ограничивает массив открытой информации до уровня, по которому невозможно делать достоверные выводы о положении предприятия. Однако настолько хорошо налаженная информационная служба — явление редкое, да и выставки располагают к лавинообразному увеличению открываемой информации. Выставки используются для получения весьма качественной стратегической и доказательной информации. Яркий пример: только на основании открытых выступлений министра пропаганды третьего рейха Геббельса английской разведке удалось установить точные тактико-технические характеристики ракет-снарядов ФАУ-1 и ФАУ-2. При сравнении с захваченной в конце войны документацией выводы аналитиков подтвердились на 85%.

Детективными источниками получения информация называют каналы, получение информации по которым возможно с помощью хорошо подготовленных информационных работников-детективов. Естественно, при соблюдении законодательных норм. К таким каналам получения информации относится разведывательный опрос, наружное наблюдение и пр.Разведывательный опрос производится путем разговора с сотрудниками фирмы под легендой. Стандартные легенды:потенциально выгодный клиент, журналист. Работа под журналистской крышей вообще достаточно популярна, поскольку журналист имеет весьма большие полномочия по истребованию информации. Даже просто разговор с ответственным сотрудником (естественно, при высокой профессиональной подготовке детектива) способен дать весьма полезную информацию по деятельности предприятия. Если на предприятии не ведется профессиональной информационной работы, то таким путем можно получить и конфиденциальные материалы. Другой вариант разведывательного опроса — беседа с директором фирмы, также под легендой. Кроме информации по деятельности предприятия это позволяет дать весьма полные психологические установки на директора. После анализа информации на основе психотипа руководителя можно дать заключение о принципах действия человека в критической ситуации, оперативности мышления и пр. Естественно, такие данные обрабатываются опытным психологом. Информация, полученная в ходе разведывательного опроса, носит в большинстве своем тактический характер. Но иногда возможно добывание информации стратегического и доказательного плана.Наблюдение за объектом способно показать круг связей объекта, дисциплинированность персонала, потребность в сырье, систему безопасности и пр. В качестве исторического примера можно привести работу великого русского химика и разведчика Д. И. Менделеева во Франции. Поселившись около порохового завода и фиксируя поступающее туда сырье (железнодорожный подвоз), он на основании пропорций химических веществ вывел абсолютно верную формулу бездымного пороха, впервые разработанного и производимого этим заводом. В дальнейшем он усовершенствовал формулу, улучшив свойства продукта. Наблюдение способно дать качественную сигнальную и доказательную информацию.

К закрытым источникам относится получение информации, недоступное при полностью законном подходе к добыванию информации. Естественно, закрытые каналы получения информации не могут использоваться в информационной работе, поскольку это вступает в противоречие со ст. 137, 138 и 183 Уголовного кодекса РФ. Но так как такие способы получения информации широко используются в недобросовестной конкуренции, то знать их необходимо. К основным закрытым вариантам получения информации относится оперативно-техническая и оперативно-агентурная работа.Закрытая оперативно-техническая работа -предусматривает получение информации при помощи технических средств съема информации. К основным техническим средствам относятся: радиозакладки, направленные микрофоны, системы перехвата телефонных, сотовых и прочих систем связи и т. д. Необходимо отметить, что такая работа требует достаточно дорогой аппаратуры и поэтому используется крайне редко, в основном для разового получения тактической информации.

Закрытая оперативно-агентурная работа предполагает вербовку сотрудников или внедрение «крота» в изучаемую организацию. Подобная работа не требует больших материальных затрат и способна дать весьма ценную информацию о деятельности предприятия как стратегического, так и тактического плана. По исследованиям западных компаний, около 25% персонала готовы стать источниками информации о деятельности своего предприятия, еще 50% готовы сделать это при тех или иных условиях. Получается, что около 75% персонала — потенциальные агенты противника. Но это данные .для буржуазного Запада. Предполагается, что такой процент в российских фирмах окажется выше.