GSM-сигнализаторы: надежная защита вашего авто

Мобильные технологии сегодня активно проникают во все сферы человеческой жизни, и имущественная безопасность одна из этих сфер. GSM-сигнализаторы – «игрушки» в наше время такие же популярные, как корпоративные и безлимитные тарифы, причем особенным спросом они пользуются для защиты автомобилей.  Не так давно для тех же целей столь же популярны были охранные сигнализации на базе радиопейджеров, однако, основной их недостаток – ограниченная зона покрытия моментально свел их популярность на нет, сразу после появления GSM-сигнализаторов.

Современный GSM-сигнализатор – это аналогово-цифровое устройство, снабженное микроконтроллером, который осуществляет синхронизацию встроенного GSM-модуля и непосредственно самой сигнализации. Программирование SIM-карты осуществляется посредством любого мобильного телефона стандарта GSM либо специальной компьютерной программой. Организация базы телефонных номеров и программирование прочих параметров в записной книжке SIM-карты идет последовательно в определенном порядке, заданном конкретной инструкцией по эксплуатации сигнализации и определенной модели аппарата. Чтобы контроллер знал, какие конкретно ячейки памяти SIM нужно считывать, разработчик предварительно специальным образом программирует ее. Той же самой процедуре подвергается и встроенный GSM-модуль.

Абонентский GSM-терминал монтируется, как правило, в неприметном месте, однако уровень приема сигналов от базовой станции в этом месте должен быть высок, хотя, конечно, сегодня все, по край      ней мере, ведущие операторы связи, такие как Мегафон, Билайн и МТС практически в каждом уголке России могут обеспечить приемлемый уровень сигнала. Кроме того, не допускается размещение GSM-модуля рядом с источниками импульсных помех, экранирующими металлическими элементами, движущимися частями. Также должно быть исключено влияние повышенной влажности и аномальных температур.

Для оповещения владельца сигнализатор, в зависимости от конкретной модели, может использовать либо прямой голосовой вызов, либо SMS-сообщение. Некоторые модели применяют оба типа «связи» с владельцем. И, конечно, последний вариант наиболее удачен, так как каждый из способов оповещения имеет свои достоинства и недостатки.

Понятно, что главной характеристикой абсолютно любой охранной системой является, прежде всего, оперативность реагирования, в данном случае речь об оперативном оповещении владельца о возможном покушении злоумышленника на защищаемый объект. В условиях качественной связи и при наличии у мобильного оператора свободных каналов, среднее время между срабатыванием сигнализации и поступлением сигнала оповещения на мобильный телефон равен примерно 15 секундам. Правда пользователь может по каким-то причинам вызов не услышать, и тут, конечно, достоинство прямого вызова неоспоримо – он будет продолжаться до тех пор, пока пользователь не среагирует.

С другой стороны, в том случае, когда телефон находится вне зоны действия сети, SMS-оповещение будет более удачным вариантом, так как оно поступит на мобильный сразу, как только связь будет налажена, а нового прямого вызова, вероятнее всего, придется дожидаться. Прямой звонок также бесполезен, если номер абонента занят, в таком случае пропущенные вызовы могут стать роковыми. Современные системы билинга мобильных операторов дают возможность передавать и принимать сообщения прямо во время разговора, а значит, пользователь может его незамедлительно прочесть.

Конечно, GSM-сигнализатор, поддерживающий и прямой вызов, и отправку текстового SMS, обойдется пользователю дороже, чем модель с одним типом связи с владельцем, также как красивый номер обойдется абоненту дороже, чем обычный, но это, пожалуй, те случаи, когда экономить не стоит.

Самые первые модели GSM-сигнализаторов были односторонними и использовали далеко не все возможности канала связи. Однако современные модели, что называется, «выжимают максимум». Сегодня GSM-сигнализатор может не только давать владельцу информацию об охраняемом объекте, но и корректировать работу системы при возникновении нештатных ситуаций. Посредством мобильного телефона, в настоящее время, можно:

- включать/отключать сигнализацию;

- запускать двигатель автомобиля и отменять его;

- включать автономные системы;

- блокировать замки дверей;

- включать/отключать фары и аварийные фонари;

- прослушивать охраняемый объект;

- управлять освещением в салоне и кондиционером;

- изменять пароль доступа;

- перепрограммировать номер мобильного телефона оповещения;

- и т.д.

Все эти действия можно реализовать посредством ввода с клавиатуры телефона специальных команд либо отправкой, так называемого, управляющего SMS. Некоторые модели сигнализаторов могут принимать команды не только с сотового, но и обычного городского телефона, который снабжен режимом тонального набора. Для любой модели, конечно, устанавливается свой определенный список управляющих команд.

Довольно непростая альтернатива возникает перед покупателем GSM-сигнализатора при выборе между автономной и зависимой сигнализацией.

Суть автономной системы в том, что все датчики, исполнительные устройства и элементы питания подключаются прямо в корпус самой системы. Зависимая же система не может работать без подключения к основной сигнализации. При выборе следует учитывать конкретные обстоятельства ситуации. Так если на автомобиль уже установлена сигнализация, то покупать полноценную охранную систему, конечно, нет смысла. Вполне достаточно будет подключить к ней зависимый и недорогой GSM-контроллер. Но стоит учитывать, что система оповещения будет полноценно функционировать только при подключении к родственным автосигнализациям. В противном случае вместо трех зон охраны машины под контролем останется одна – тревожное SMS будет передаваться только в том случае, когда нарушается охраняемый периметр, то есть открываются двери, капот, багажник и т.д. А вот если злоумышленник проникнет в автомобиль через, например, разбитое стекло, это действие останется незамеченным.

Еще одна дилемма относительно GSM-сигнализаторов возникает периодически у их производителей, причем обычно у тех, кто старается делать действительно качественную и надежную технику. С одной стороны, выпуск систем, которые применяют подключаемый сотовый телефон, вызывает некоторые сомнения относительно качества, с другой – встроенные GSM-модули очень дороги для рядового пользователя.

GSM-модуль, как безлимитный тариф, разрабатывается непосредственно для вполне конкретных нужд, в то время как у сотового телефона изначально несколько другие задачи, которые не предусматривают работу, например, в условиях сильных вибраций, воздействий электромагнитных помех, резких перепадов температур и т.д. Но система с внешним подключаемым сотовым телефоном стоит значительно дешевле внутреннего GSM-модуля. Однако в последнее время наблюдается стойкая тенденция отказа от данного решения в пользу модульного оборудования.

Одной из наиболее интересных дополнительных возможностей сегодняшних GSM-сигнализаций является возможность определения местоположения автомобиля. Главный плюс при этом состоит в том, что определение координат идет по принципу «точка-точка». Зашифрованные данные о местоположении автомобилей поступают непосредственно на сотовый телефон владельца посредством SMS-сообщения, что дает гарантию полной конфиденциальности передвижений.

Для того чтобы определить местоположение автомобиля необходимо либо отправить запрос с помощью специальной DTMF (Dual Tone Multi-Frequency – с англ. двухтональный многочастотный набор) - команды во время вызова, либо отправкой управляющего текстового сообщения. В первом случае каждая цифра передается комбинацией из двух сигналов, которые принадлежат одной из двух групп частот. Ответное сообщение приходит на сотовый телефон в зашифрованном или расшифрованном виде (зависит от отправленного запроса) примерно через 10-15 секунд. Для того чтобы его расшифровать необходимо воспользоваться специальной компьютерной программой, которая поставляется вместе с системой. Адаптер, соединяющий компьютер и мобильный телефон, используется для автоматизации расшифровки, он самостоятельно пересылает поступающие зашифрованные текстовые сообщения в компьютер, а затем автоматически стирает их из памяти телефона. Положение автомобиля отображается графически на карте, которая также входит в комплект программы.

Во втором случае данные со спутника передаются на сервер расшифровки SMS, и уже оттуда отправляются автовладельцу в расшифрованном виде с метками названия города, улицы и дома, рядом с которым находится объект.

В зависимости от качества связи со спутником и качеством приема сигнала система дает возможность получать точные координаты или же сообщает владельцу о том, что определение местоположения в данный момент невозможно

Очень популярным способом защиты в последнее время становится совместное применение охранной системы с технологией Bluetooth. Плюс подобных систем заключается в том, что единственным условием их корректной и безотказной работы является наличие работоспособной функции Bluetooth, которая должна быть включена в постоянном режиме. Таким образом, чтобы поставить автомобиль на охрану достаточно только выключить зажигание, а для снятия необходимо только лишь иметь при себе включенный мобильный телефон с активированной функцией Bluetooth. Система осуществит опознание телефона автоматически.  В том случае, если телефон обнаружен не будет, противоугонная система включит сигналы тревоги и произведет блокировку двигателя.

В некоторых охранных комплексах сотовый телефон помимо противоугонных функций, дает возможность реализовать множество других сервисных возможностей. К примеру, при выходе водителя из машины, автоматически закрывать двери, люк, поднимать стекла и активировать режим охраны, а, соответственно, при приближении владельца к автомобилю режим охраны деактивируется и двери открываются. Хотя стоит отметить, что даже владельцы таких охранных сигнализаций зачастую предпочитают закрывать автомобиль в ручную, дабы не доверять электронике, которая иногда и подвести может, такую ответственную задачу.

Источник: www.corporacia.ru, Корпорация Связи