БРОНЕАВТОМОБИЛИ

БРОНЕАВТОМОБИЛИ (БрАМ)

Основным транспортным средством инкассации является БрАМ.
Первые боевые БрАМ были выпущены в Австро-Венгрии и Германии в 1903-1905 гг. на шасси легковых машин. Сразу выявилась неспособность этих броневиков к боевым действиям (ввиду легкости шасси) и представительским перевозкам (ввиду явно боевого оформления: внешние бронелисты, щитки, пулеметы). Первый «гражданский» броневик для представительских перевозок появился в 1906 г. на базе Opel. В 30-х гг. представительские БрАМ достигли пика Paccard Сталинасовершенства тех времен. Для И. В. Сталина был изготовлен бронированный Paccard, а А. Гитлер ездил на бронированном Mercedes-Benz (вскоре БрАМ были изготовлены для Г. Геринга и Г. Гиммлера). После второй мировой войны началось бурное развитие ВрАМ. На сегодняшний день можно выделить три основных типа БрАМ: боевые машины (БМП, БТР, БРДМ, БМД), представительские автомобили для перевозки V1P, инкассационные броневики. О машинах последнего класса и пойдет речь.

Теория и принципы бронирования

Что такое броня и как ее получают? Первый вариант получения брони — сплавы прочных металлов. Известный пример — титановые сплавы, часто применяемые при производстве бронежилетов. Вариант достаточно дорогостоящий (особенно для производства БрАМ, где площадь бронирования гораздо больше, нежели у бронежилетов). Второй вариант — бронирование стальных листов. Раскаленный стальной лист опускают в закаливающий раствор, содержащий соединения кремния, марганца, никеля и некоторых других элементов. При нагревании межкристаллические пространства в структуре стали увеличиваются и лист сорбирует из раствора необходимые для увеличения твердости элементы. В последнее время стала применяться алюминиевая броня. Алюминий — очень вязкий металл и способствует уменьшению осколкообразования и заброневого воздействия.

По способу бронирования броню можно разделить на два типа: гомогенную и гетерогенную.

Гомогенная броня. Гомогенной называется однородная броня. При закаливании в емкость с раствором раскаленный бронелист погружают полностью. В результате лист получается одинаковым с обеих сторон
Гетерогенная броня. Гетерогенной называется неоднородная броня. В закалочную ванну лист опускают только одной плоскостью, или раствор разбрызгивают по одной стороне листа. Таким образом, с помощью веществ закаливающего раствора, более прочной становится внешняя сторона бронелиста, в то время как внутренняя остается более мягкой. На автомобиль листы гетерогенной брони крепятся мягкой плоскостью внутрь. Если пулестойкость гомогенной брони принять за 100%, то этот показатель для внешней и внутренней сторон гетерогенной брони составит соответственно 125 и 75%.
Заброневое воздействие. Твердость стального сердечника пули сравнима с твердостью брони. При прохождении сквозь броню (в том случае, если класс патрона выше класса защиты брони) сердечник сильно сокращается в диаметре. Через бронелист проходит лишь нечто вроде тонкой булавки. Возникшие при выходе из брони внутренние напряжения в сердечнике приводят к его моментальному разрушению — он разлетается на куски. Но этого мало. Сердечник бронебойных пуль делают тупым, чтобы он выбивал куски металла с внутренней стороны бронелиста. Такой эффект называется «выбиванием пробки». Диаметр выбиваемой пробки зависит от качества стали. Выбитые куски по размеру больше самой пули и летят они с очень большой скоростью. Вместе с осколками сердечника они и оказывают заброневое воздействие. У гетерогенной брони эффект заброневого воздействия проявляется слабее, чем у гомогенной. Сталь с внутренней стороны гетерогенной брони более мягкая и вязкая, осколков она дает в несколько раз меньше, чем гомогенный бронелист. Лист вывернется, но не расколется. Сердечник, конечно, влетит внутрь, но обжат он будет не так сильно, поскольку внутренняя часть листа мягче.
Подбой. Облицовка внутренней части бронелиста, которая применяется для того, чтобы снизить заброневое воздействие. В момент прохождения через броню сердечник теряет часть своей энергии. Остановить его или заставить сменить направление движения становится проще. Это же касается и выбитых пулей осколков брони. В качестве подбоя может применяться любой вязкий негорючий материал. Возможная схема:
3-мм слой поливинилхлорида или полиэтилена, 5-мм слой пенопласта и еще один 3-мм слой поливинилхлорида. Крепится такой сэндвич либо непосредственно к бронелисту, либо на некотором расстоянии от него. В качестве подбоя подходит и кевлар, но он чаще используется на военной бронетехнике.
Надбой. Облицовка внешней части бронелиста для снижения скорости и энергии пули и изменения траектории (эффект «положить на бок»). В гражданских автомобилях практически не используется. Широко применяется на военной бронетехнике в качестве активной брони.
Разнесенное бронирование. Если два листа брони толщиной по 5 мм расположить на расстоянии 10 мм друг от друга, то суммарная пулестойкость такого пакета окажется на 20% выше, чем у 10-мм бронелиста. Часто внутренний бронелист делается из алюминиевой брони — для уменьшения заброневого воздействия.
Кевлар (или отечественный аналог — ткань СВН) — это высокопрочное арамидное волокно, обычно применяемое в виде ткани. Ткань укладывается в несколько (от 10 до 50) слоев, прессуется, простегивается, проклеивается. Кевлар обычно используют для подбоя и защиты дна автомобиля (кевларовые маты).
Бронестекло. Автомобильное стекло — материал довольно прочный, но для того чтобы остановить пулю из автомата АК-74 монолитный стеклоблок должен иметь толщину 75 мм. Поэтому бронестекла обычно делают слоеными (т. н. стеклопакет): лист бронестекла, пластика, бронестекла, пластика...
Это позволяет уменьшить толщину при сохранении прочности. 35-мм стеклопакет пуля из АК-74 уже не пробьет. Естественно, что стеклопакет менее прозрачен, чем простое стекло, к тому же могут возникать оптические искажения (эффект рыбьего глаза). По стандарту, стеклопакет должен выдерживать попадание трех пуль соответствующего класса по углам равностороннего треугольника со сторонами 120 мм. Более подробно классы защитного остекления разобраны в первой части одноименной темы.
Классы защиты. Современный ГОСТ по классам защиты весьма неудобен. Например, от пули пистолета Макарова — 1-й класс защиты. Однако недавно был разработан новый высокоимпульсный патрон для этого пистолета — ПММ. Уменьшили массу пули и добавили пороховой заряд. Теперь такая пуля пробивает ГОСТовский 3-й класс. А барнаульский завод стал выпускать новые патроны 5,45х39 с вольфрамовым сердечником (т. н. «пули для поражения живой силы в броне-технике»). От него защищает только 6-й класс и т. д. Тем не менее приведем ГОСТ 350744-95 полностью.
Класс «Специальный»:
• Холодное оружие (кинжал, нож).
Класс 1:
• Пистолет Макарова ПМ (патрон 9х18 ПМ 57-Н-181С с пулей со стальным сердечником);
• Револьвер типа «Наган» (патрон 7,62 мм 57-Н-122 с пулей со свинцовым сердечником).
Класс 2:
• Пистолет специальный малокалиберный ПСМ (патрон 5,45х18 НМПЦ с пулей со стальным сердечником);
• Пистолет Токарева ТТ (патрон 7,62х25 57-Н-134С с пулей со стальным сердечником).
Класс 2а:
• Охотничье ружье 12 калибра (патрон охотничий 12/70
со свинцовой пулей).
Класс 3:
• Автомат АК-74 (патрон 5,45х39 7Н6 с обыкновенной
пулей со стальным сердечником);
• Автомат АКМ (патрон 7,62х39 57-Н-231 с пулей со стальным сердечником).
Класс 4:
• Автомат АК-74 (патрон 5,45х39 7Н6 с обыкновенной пулей со стальным термоупрочненным сердечником (стальным ТУС));
• Снайперская винтовка СВД (патрон 7,62x54R 57-H-323C с пулей со стальным сердечником).
Класс 5:
• Автомат АКМ (патрон 7,62х39 57-Н-231 с пулей со стальным ТУС).
Класс 6:
• Снайперская винтовка СВД (патрон 7,62x54R 7H1 с пулей со стальным ТУС).
Отстрел проводится на расстоянии 10 м от дульного среза для пистолетных и ружейных патронов, на расстоянии 25 м от дульного среза для промежуточных и винтовочных патронов.
Основные требования к БрАМ
• Крепость шасси.
• Мощный бампер и защита радиатора.
• Пулезащитные шины (тяжелый безвоздушный цельно-литой вариант или шины, изнутри разделенные на отсеки).
• Усиленные петли дверей.
• Защита пола и потолка.
• Защита крышки бензобака и бензобака вообще.
• Возможность открывания всех дверей только с места водителя.
• Бронеперегородка между кабиной и грузовым отсеком.
• Большие зеркала заднего обзора.
• Возможно, маскировка амбразурных отверстий.
• Тактически достаточная вместимость (люди/груз).
• Закрытый цикл вентиляции с возможностью противохимической защиты.
• Наличие проблескового маяка с сиреной.

Российские БрАМ


ГАЗ-3934 «СИАМ»
siam


Тяжелая, неповоротливая (диаметр разворота — 19 м) переделка БТРа. Малый обзор с места водителя, небольшой грузовой отсек. Зато мощный класс защиты — 5-6. Грузоподъемность — 2т.






 


ГАЗ-4301 «Витязь»

gaz-4301 vitiaz


Достаточно маневренный и надежный грузовой фургон для междугородной инкассации. Классы защиты: кабины — 4-5, кузова — 2-4. Пол бронируется по заказу. Грузоподъемность — 2т.





 


ВАЗ-2121Б «Нива»

NIva


Надежный маневренный автомобиль. Класс защиты — 4, крыша — 2, пол не защищен. Вместимость 2 чел./220 кг или 3 чел./125 кг.











«Ладога»

ladoga



Изначально инкассаторская машина. Класс защиты кабины — 3-4, кузов не защищен. Не самая надежная, зато довольно дешевая и комфортабельная.







Бронеавтомобили на базе УАЗ

uaz


Наиболее популярная машина. Удобная, надежная, неприхотливая. В зависимости от марки бронирования класс защиты: кабины — 4-5, грузовой отсек — 2-4. Пол обычно не бронируется.

 

 





Зарубежные БрАМ.


Среди зарубежных бронеавтомобилей для инкассации можно отметить;
Volkswagen Т 4 (бронирование — «H+S» — Германия) Фургон, внешне мало отличимый от небронированного. Достаточно надежный и маневренный. Класс защиты — 3, но грузовой и моторный отсеки и пол не бронированы. Стекло-пакет толщиной 33,5 мм не создает оптических искажений. Цена - DM 123500 (нерастаможенный). Грузоподъемность
600 кг.
Mercedes 410 D (бронирование — «H+S» и «Wendler» —
Германия)
Автомобиль бронировки «H+S» по-мерседесовски мощный, маневренный и комфортабельный. Класс защиты — 2-3, но двигательный, грузовой отсеки и пол не бронированы. Усилено шасси. Грузоподъемность 1600 кг. Цена — DM 135500 (нерастаможенный). Вендлеровский Мерседес несколько отличается от «H+S». Бронирован полностью. Кабина — 3 класс, а грузовой отсек — 1-2, Грузоподъемность 1700 кг. Для бронирования применены алюминиевые листы, что значительно снижает вес автомобиля и не заставляет усиливать шасси. При одинаковой со сталью механической мощности алюминий более легок и вязок, поэтому не дает осколков.
Peugeot (405 GRD Break, J5, Boxer; бронирование — Labbe)
Все машины достаточно легкие, маневренные и комфортабельные, но недостаточно защищенные — 1-2 класс. Достаточно плохое скрепление бронелистов между собой.
Ford (E-350 Econoline, Bronco, F-350 Wild Boar: бронирование — Lenco — США)
Достаточно мощные, надежные, комфортабельные и неприхотливые машины. Хорошо приспособлены для наших дорог. Класс защиты — 2-4. Грузоподъемность — до 1 т.
Следует отметить, что иностранные автомобили на порядок комфортабельнее отечественных, зато наши машины более надежны, неприхотливы и дешевы. Это необходимо учитывать, тем более что срок службы бронеавтомобиля до первого капремонта (не учитывая ситуаций боевого использования) — около 1 года.
Обязательная раскраска (по российским стандартам) автомобилей для инкассации: желтый цвет с продольными по бортам зелеными полосами.

Материалы по теме:

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ  ИНКАССАЦИИ И ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
тактика ИНКАССАЦИИ

Городская инкассация
Междугородная инкассация
Группа инкассации в ЧОП и СБ

 

Охрана и сопровождение грузов и ценностей

ОХРАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ТАКТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ АВИАТРАНСПОРТОМ

Охрана грузоперевозок водным транспортом