АНАЛИЗ ТЕРАКТОВ В РОССИИ (90-е гг.)

  • antiterrorist in russiaАНАЛИЗ ТЕРАКТОВ В РОССИИ (90-е гг.)

    Российский терроризм последнего десятилетия еще ждет своего исследователя, который сможет в ворохе недостоверной, а нередко и заказной информации выделить факты, дающие возможность воссоздать реальную картину событий. Различные издания приводят сильно отличающиеся, а иногда и прямо противоречащие друг другу цифры, освещающие данную тему. Поэтому авторы оперируют теми данными, которые кажутся им наиболее близкими к действительности.
    Количественные показатели заказных убийств начала 90-х годов выглядят в официальной статистике следующим образом:
    1992 г. — 102
    1993 г. — 289
    1994 г. — 562
    Однако в телевизионном интервью, данном в 1994 году одним из высокопоставленных чиновников Министерства юстиции, прозвучало, что в нашей стране каждые 32 часа убивают крупного бизнесмена или банкира. Несложные вычисления позволяют определить, что это уже более 240 человек в год. Поэтому соответствующая 1994 году цифра кажется явно заниженной. Некоторые независимые источники считают, что ежегодно жертвами заказных убийств становятся 1,5 — 2 тыс. человек. Около 60 % из них — бизнесмены.

    Можно четко проследить несколько этапов, которые прошел российский терроризм за последние десять лет.
    1990 — 91: российские киллеры отрабатывают и пробуют разные методы и виды вооружения. Их профессиональный уровень достаточно низок, а удачные действия обусловлены практически полным отсутствием охраны у их жертв. Характерный пример: убит из «нагана» в подъезде собственного дома директор московского профессионального банка ( декабрь 1991 г. ).
    1992: криминальные авторитеты и наиболее дальновидные бизнесмены начинают обзаводиться охраной, что заставляет террористов применять снайперское оружие: через просвет в оконных шторах выстрелом в голову из снайперской винтовки убит екатеринбургский бизнесмен Трофимов. Тех же, кто не имеет охраны, продолжают отстреливать в подъездах.
    1993: расстрелы из автоматического оружия, нередко с нескольких точек. Предпочитаемые места терактов — рестораны, сауны. Насыщение российского видеорынка зарубежными боевиками порождает подражание излюбленным приемам экранных убийц. Имеют место стрельба из пистолетов-пулеметов с мотоцикла и другие голливудские трюки.
    1994: период криминальных взрывов — гибель от взрывного устройства, заложенного в «дипломат» журналиста Дмитрия Холодова, взрыв криминального авторитета Сильвестра, обнаружение в автомобиле композитора В. Мигули ВУ с часовым механизмом, попытка покушения на Б. Березовского с помощью заминированного автомобиля, поставленного на пути следования его кортежа.
    1995 — 96: частная охрана достигает пика своего потенциала, что заставляет террористов все больше действовать нестандартными методами. Крупный московский бизнесмен, Иван Кивелиди умер в своем кабинете, прикоснувшись к телефонной трубке, обработанной радиоактивными солями тяжелого металла.
    1998: дефолт нанес частной охране удар, от которого она не может оправиться до сих пор. Подразделения охранников и телохранителей, как не приносящие прямого дохода предприятиям, стали первыми жертвами сокращения штатов. Отечественные бизнесмены предпочли стать самыми богатыми покойниками па местных кладбищах, но не платить охранявшим их профессионалам. Как и в начале 90-х, самыми частыми стали убийства в подъездах из короткоствольного оружия. Жадность российских предпринимателей сказалась и на противоположной стороне — нередки случаи найма в качестве киллера бомжа с оплатой в пару бутылок водки.

    Статистика последнего времени позволяет сделать вывод, что заказные убийства совершаются:
    у дома жертвы — 50%;
    в любимых местах отдыха жертвы — 15%;
    в доме или квартире жертвы — 10%;
    с вызовом на место встречи — 10%;
    в районе офиса — 5%;
    в самом офисе — 5%;
    в пути следования — 5%.

    Используемые виды оружия:
    короткоствольное оружие (пистолеты и револьверы) — 68% (из них ПМ, ТТ. ПСМ — 70%);
    автоматы — 9%;
    ВУ—9%;
    холодное оружие и подручные средства — -9%; -
    пистолеты-пулеметы—4,5%;
    снайперское оружие — 0,5%.
      •